Экономика

Деликатные проблемы российских деликатесов

Исчезновение пармезана и хамона с прилавков стало символом продуктовых контрсанкций. С начала продовольственного эмбарго прошло почти три года, а былое разнообразие продуктов так и не достигнуто. ПРОВЭД поинтересовался у российских производителей, в чём же корень проблемы?

 

Проблемы сырья

Отечественный пищепром традиционно занимал нишу недорогих массовых продуктов. На рынке деликатесов господствовал импорт, в первую очередь – европейский. Введение санкций совпало с резким обнищанием населения. Зачем же стараться достигнуть высокого качества, если для народа главное – низкая цена? В итоге поставщики пытаются всучить некондиционное сырьё даже тем производителям, которые хотят работать на совсем другом уровне.

Интересную попытку заместить санкционные итальянские сыры сделала артель «Премиолла», петербургский стартап по производству сыров моцарелла, страчино и рикотта.

– У нас были сомнения в качестве молока, которое нам поставляют из одного хозяйства в Ленобласти. Для таких сыров главное даже не жирность, а содержание белка. Сейчас мы купили оборудование, будем сами замерять уровень белка, – рассказал Владимир Куценко, собственник производства и участник выставки «Интерфуд», которая сейчас проходит в городе на Неве.

sir tОткуда на самом деле сыр и молоко в российских магазинах?Проблема и в том, что мощности пока небольшие, а покупать молоко маленькими партиями накладно. Фирма инвестировала в создание производственных мощностей в Санкт-Петербурге, всё оборудование импортное – из Италии. Серьёзные трудности были связаны со строительством цеха.

– Строители показали себя людьми необязательными. Говорят одно, а делают другое. Для меня это было особенно неприятно, так как у меня у самого в жизни был опыт работы прорабом на стройке. Но все получилось: 6 августа 2016 года мы нашли помещение, а 25 декабря уже закончили строительство. Меняли полы, все коммуникации, – рассказал Владимир Куценко. 

То, что российская молочная промышленность не в лучшем состоянии, общеизвестно. Со свиноводством всё намного лучше, но и здесь производителям конечной продукции не всегда легко найти подходящее мясо, например, для производства хамона.

– Трудности были, в первую очередь, с сырьём. Для хамона нужны качественные окорока, первые попавшиеся на рынке взять нельзя. Мы смогли решить эту проблему, только построив собственный свинокомплекс, – рассказал Артем Катенев, региональный менеджер курганского мясокомбината «Велес». 

Хамон на комбинате производится уже больше 13 лет.

– Для его производства была построена очень дорогая немецкая линия. А сырьё изначально было испанское, окорока завозили замороженными, реже – в живом весе. Но после введения санкций нормального сырья на рынке стало меньше. Мы и раньше задумывались о строительстве своего свинокомплекса, а после введения санкций это стало необходимостью. Завезли маточное стадо, в том числе и хряков, чьи окорока идут на хамон. Проблема ещё и в том, что хамон – это продукт длительного приготовления, он висит три, а то и четыре года. Соответственно, первый хамон полностью отечественного производства мы выпустим только через 1,5-2 года, – поделился представитель компании.

По его словам, «хамон» – это имя нарицательное, и называться таким образом может не только продукция, произведенная в Испании. Более того, есть даже отечественные ГОСТы для хамона.

 

Фото: ПРОВЭД, Тимофей Тумашевич

 

Проблемы сбыта

Ещё одна ключевая проблема, которая мешает всем отечественным пищевикам, – монополизм больших торговых сетей.

– С точками продаж большие трудности. У нас есть собственная сеть из 12 небольших магазинов белорусских продуктов, продаёмся почти исключительно там. В крупные сети зайти очень трудно. Российский рынок плохо отрегулирован – трудно дойти до сети через массу посредников, наценки ужасные. А ведь кроме прямой торговой наценки сети существует масса ретробонусов, которые очень мешают жить, – отметил производитель моцареллы Владимир Куценко.

ov tПочему россияне вновь перешли на импорт?Значительные объёмы моцареллы у предприятия был готов закупать производитель пиццы. Но они запросили смехотворно низкую цену. Более того, откровенно объяснили, что «настоящий», сделанный из ненормализованного молока продукт они не ждут, а вполне удовлетворятся имитацией. На это фирма пойти не могла, контракт не был подписан.

С проблемами сырья и сбыта столкнулись производители сыров с плесенью французского типа из Краснодарского края ООО «Калория». Представители фирмы отмечают, что на юге России мало развита культура потребления таких сыров. Основной массив потребителей живет в Санкт-Петербурге и Москве, а качественное и сравнительно недорогое молоко – в Краснодарском крае.

В качестве компромиссного варианта фирма стала производить сыры с менее резким и острым вкусом и запахом, чтобы не отпугнуть более консервативного потребителя на юге России. А уже потом, выйдя на столичные рынки, стала производить и сыры с насыщенным вкусом, похожим на вкус бри и камамбера.

Этот ход оказался удачным, сейчас продукция предприятия есть уже во многих федеральных сетях. Как и в ситуации с мясокомбинатом «Велес», этот производитель начал разрабатывать собственную дорогую и качественную продукцию задолго до введения продовольственных контрсанкций. Иначе бы за неполных три года они просто не успели бы освоить эту нишу. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы