Общество

Исаакиевский забор: оградили от градозащитников

Иск неравнодушных петербуржцев о законности передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви рассматривал Смольнинский районный суд Петербурга. То, что начинало напоминать процесс с интригой в итоге прошло в экспресс-формате с предсказуемым итогом. Противники передачи музея говорят, что следующий шаг в судебном процессе нужно предпринимать на улице.

Объединенный иск к комитету имущественных отношений (КИО) Петербурга подал депутат Законодательного собрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский и правозащитники Сергей Бикешин, Павел Шапчиц и Екатерина Кузнецова. Истцы потребовали суд признать незаконным распоряжение КИО от 30 декабря 2016 года о передаче Исаакиевского собора РПЦ в оперативное пользование. До сих пор этот документ — все, что было представлено общественности в качестве правового  основания для передачи музея церкви.

Судьей по иску стала Татьяна Матусяк, старая знакомая одного из истцов Бориса Вишневского.  Матусяк в конце нулевых рассматривала иски градозащитников (среди которых был Вишневский) против строительства небоскреба Охта-центр. Тогда все аргументы истцов  Матусяк признала необоснованными. По этой или по какой-то другой причине, но эта судья входит в составленный Международным антикоррупционным комитетом (IIAC) список коррупционеров. Истцы в беседах с журналистами не скрывали скепсис по поводу беспристрастности Матусяк.

Впрочем, суд вначале протекал так, как будто она пыталась доказать свою неангажированность. В суд решили вызвать губернатора Георгия Полтавченко и ряд третьих лиц, в том числе директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова. Для этого заседание перенесли на месяц. Однако после этого суд стал все больше напоминать иски по Охта-центру.

На официальном Telegram-канале Санкт-Петербургского городского суда вскоре после первого дня процесса появилось сообщение о том, что  заседание Смольнинского районного суда по передачи Исаакия переносится не на месяц, а на два дня — с 13 на 15 марта. На сайте суда об этом не сообщалось, некоторые истцы узнали о переносе случайно. На заседании не смог присутствовать Борис Вишневский, но смог Николай Буров. Правда, он был единственным из приглашенных в качестве третей стороны, кто пришел на суд (его просьбы о повторном, но более длительном переносе судья впоследствии проигнорировала).

Заседание вызвало ажиотаж. Маленький зал суда не мог вместить всех журналистов и просто интересующихся процессом. В воздухе витала уверенность в скором поражении истцов — такое резкое изменение сроков могло говорить только о желании «слить» процесс. Так в итоге и случилось.

Татьяна Матусяк продемонстрировала присутствующим решение городского суда Петербурга по другому иску Бориса Вишневского и Павла Шапчица. Они в январе обратились в Василеостровский районный суд с просьбой признать незаконным решение властей Северной столицы о передаче Исаакиевского собора РПЦ. Однако в иске им было отказано, а вначале марта городской суд подтвердил это решение в апелляционной инстанции. Согласно решению городского суда, распоряжение КИО  официальным решением, как таковым, не является, поэтому права истцов не нарушаются. Раз так считает городской суд, то и Смольнинский вправе так считать и прекратить рассмотрение дела по существу, заключила судья Матусяк. Доводы  Сергея Бикешина о том, что он даже не был истцом по раннему иску, судью не убедили. Его многочисленные ходатайства, среди них — принятие мер по защите музейных экспонатов, приняты также не были. Единственное с чем согласился суд — перенести заседание, чтобы истцы могли ознакомиться с новыми документами. Бикешин просил неделю, дали один день.

Выходя из зала суда, Буров саркастически сказал: «Не перестаю получать удовольствие».  Сергей Бикешин был настроен серьезнее.

- Решение городского суда, о котором говорила сейчас судья, не могло быть получено без ведома других сторон. Оно получено незаконно, - сказал  Бикешин.

На втором и, как оказалось, последнем заседании, также негде было яблоку упасть, впрочем, людей все-таки было поменьше — видимо многие решили не прийти, заранее понимая исход процесса. Сергей Бикешин еще раз пытался добиться от суда принятия к рассмотрению его ходатайств и еще раз получил отказ. Борис Вишневский, который в этот раз смог присутствовать на заседании, выступил с речью.

- То, что сейчас происходит, напоминает мне слова, которые хорошо известны моим товарищам-правозащитникам, - говорил депутат. - Эти слова слышат от полиции граждане: «Вот, когда убьют, тогда и приходите». Мы знаем риторику про то, что наши права сейчас, якобы, никто не нарушает. Когда церкви передадут собор и будет ликвидирован музей, тогда наши права будут нарушены, но будет уже поздно!

По мнению «яблочника», права их как граждан Российской Федерации будут нарушены, если будет потеряна возможность посещать музей в следствие его ликвидации. На процессе неожиданно в атаку перешло руководство музея, ранее придерживавшееся нейтральной позиции. По словам начальника юридического отдела музея Никодима Сидорова, если распоряжение КИО будет ими исполнено, то  будет нарушен закон: среди экспонатов присутствуют объекты государственной части Музейного фонда РФ, которые отчуждению из государственной собственности не подлежат.  Идти на преступление руководства музея не хочет.

Впрочем, позиция музея не помогла. Судья на  два часа ушла на подготовку решения, а когда вернулась, постановила, что права и интересы  истцов не нарушаются, и производство по делу следует прекратить.

- Мы обжалуем это решение в городском суде, - заверил Борис Вишневский. - С юридической точки зрения, у истцов очень хорошая позиция. Наша позиция после суда не ослабла, пострадала только репутация самого суда. Что касается того иска, на который опиралась судья Матусяк, то это был частный иск и, как я понимаю, его оспорить после решения городского суда уже нельзя.

Депутат призвал прийти на митинг в защиту Петербурга 18 марта в 14.00 на Марсовом поле, так как, чем больше людей будет, тем проще потом на процессе истцам. Один из соорганизаторов митинга депутат Законодательного собрания Максим Резник согласился со своим коллегой.

«Ожидаю в субботу на митинге большое количество людей, - сказал Резник. – Суд, думаю, никак не повлияет на желающих прийти. Главное, что было на суде – это позиция руководства Исаакиевского собора. Это — итог и итог положительный. Даже колеблющиеся люди начали занимать внятную позицию. Это главный итог, а другого от суда я и не ожидал. Ну и потом нужно иметь ввиду, что отказ рассматривать иски — это косвенное признание того, что никаких решений по Исаакию не принято, оспаривать пока нечего. Поэтому я считаю, что все в руках петербуржцев. От количества пришедших в субботу будет прямо пропорционально зависеть успех защиты Исаакия».

Какие-либо  прогнозы Резник наотрез отказался давать: «Это не моя работа — я не экстрасенс».

P.S. Параллельно с судами в СМИ появились слухи о том, что музей готовят к передаче к Пасхе — к 16 апреля. Якобы Николай Буров получил соответствующее «устное распоряжение». Однако официально эту информацию никто не подтвердил. Зато слухами воспользовались противники передачи, которые будут проводить митинг под лозунгом: «Музей — не подарок к Пасхе».

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы