Политика

Почему мы рады, что 2016 год больше не повторится

Прошедший год, по общему мнению, был удивительно плох. Войны, теракты, авиакатастрофы и удручающие итоги выборов в этом году были на удивление обильны. ПРОВЭД напоминает обо всем плохом, что случилось в уходящем году в надежде на то, что 2017 окажется намного лучше.

Демократия против ВЭД

2016 вновь показал, что у демократии бывает недетское, злое лицо. Первым свидетельством того, что мир вступил в эпоху правого популизма, стал Brexit. На референдуме в июне больше половины жителей Великобритании совершенно неожиданно выступили за выход из ЕС. Это вызвало настоящий политический кризис, так как политики, выступавшие за такой исход, были совсем не готовы исполнять свои обещания. В итоге страна зависла в полной неопределенности: Шотландия грозит новым референдумом о выходе из королевства, Высокий суд Великобритании требует дополнительного голосования в парламенте для начала процедуры выхода, инвесторы и банки на фоне неопределенности начинают покидать Лондон. Но самое главное – все еще не исключен вариант «жесткого» выхода, когда Соединенное королевство полностью утратит преимущества в торговле с ЕС, что может серьезно подорвать международную торговлю. 

Еще большим шоком стала победа Дональда Трампа на выборах в ноябре. Как и в случае с Brexit, избрание Трампа это, в первую очередь, победа неопределенности. Никто не знает, какие из своих предвыборных угроз и обещаний он станет выполнять, а какие – нет. Но, даже еще не вступив в должность, он уже успел поссориться с КНР – главным внешнеэкономическим партнером Америки. Последние сорок лет США поддерживали политику «одного Китая», но в начале декабря новоизбранный президент провел телефонный разговор с президентом Тайваня, а в ответ на возмущение Пекина заявил, что не позволит диктовать ему условия. Более того, само признание целостности Китая будет зависеть от того, какие договоренности будут достигнуты со страной по другим вопросам, «включая торговлю». В ходе предвыборной гонки Трамп обещал ввести 45-процентные пошлины на китайский импорт, что может развязать настоящую торговую войну между двумя главными экономиками мира.

Все эти угрозы для свободной торговли могут наложиться на и без того безрадостную картину. В первой половине уходящего года рост мировой торговли был почти нулевым, за последние 20 лет он был таким же слабым только во время экономических кризисов в 2001 и 2009 годах. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, которую принято считать левым политиком, уже заявила, что протекционизм не решит экономические проблемы, а лишь усугубит их, но вряд ли правые популисты вроде Трампа прислушаются к этому тихому голосу разума. Ситуация, когда «правые» являются главными душителями глобализации, а «левые» ее защищают – совершенно новое явление в мировой политике.

Россия против демократии

Главным внутриполитическим событием в России стало сокрушительное поражение всех оппозиционных партий, системных и несистемных.  Отныне «Единая Россия» контролирует 76% мест в нижней палате парламента и этот почти «среднеазиатский» результат вызвал смущение даже у самих властей. Вместе с тем явка составила 48% и стала самой низкой в современной истории России.

Почти единодушная поддержка россиянами властей особенно удивительна, если вспомнить, как богат был уходящий год на трагедии и ЧП. В феврале из-за взрывов на шахте «Северная» в Воркуте погибли 36 человек. В марте произошло крушение Boeing 737 в Ростове-на-Дону — из жизни ушли 62 человека. В июне 14 школьников утонули в результате халатности на озере в Карелии. Но особенно тяжелым стал декабрь: посол России в Турции Андрей Карлов был убит 19 декабря на открытии фотовыставки в Анкаре, в Иркутской области 76 человек умерли от отравления содержащим метиловый спирт «Боярышником», а под Сочи разбился Ту-154 − погибли 92 человека.

В экономическом отношении итоги года также не радуют, хотя они и оказались гораздо лучше ожидавшегося. ВВП сократился на 0,5%, инфляция составила 5,6%, реально располагаемые доходы населения сократились на 5,5%.

Война в каждый дом

Главной точкой международной напряженности осталась Сирия, надежды на то, что после вмешательства России в конфликт война быстро закончится, так и не оправдались. С деятельностью запрещенного в России «Исламского государства» связаны почти все самые громкие теракты, а также поток беженцев в Европу в этом году, впрочем, несколько ослабевший.  

В марте террористы напали на Бельгию: в результате взрывов в столичном аэропорту и метро погибли 38 человек, несколько сотен ранены. В июне смертник подорвался в аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле, погибли 45 человек. Также в июне 50 человек были расстреляны в гей-клубе во Флориде. 14 июля во Франции на грузовике террорист протаранил заполненную людьми набережную и задавил 86 человек. В декабре по той же схеме 12 человек были задавлены на рождественской ярмарке в Берлине. В середине месяца в Стамбуле во время футбольного матча еще один взрыв – погибли 29 человек.

текст после блока

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы