Экономика

Сотрудничество России и Китая в финансовой сфере: санкции как катализатор

Россия и Китай находятся по соседству. Общая протяженность границы больше 4300 км, а история взаимоотношений насчитывает больше 300 лет.

После подписания 2001 году Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Китаем и Россией, стратегический союз двух государств  постоянно укрепляется. Вместе с расширением экономических отношений, обе державы в сфере информационных коммуникаций, политическом диалоге и др. благоприятных аспектах финансового сотрудничества достигли успехов. Его механизм постоянно улучшается, функции увеличиваются. Член президиума китайско-российского финансового блока, глава совета директоров Банка Харбина Го Чживэнь отвечает на вопросы The Financial Times о состоянии финансового сотрудничества с Россией, его перспективах развития. Он полагает, что сейчас грядет золотая эпоха финансового союза России с Китаем, и при любом удобном случае, их союз осваивает новые области и возможности для сотрудничества.

Положение и особенности финансового сотрудничества

Журналист: Вы, как член президиума китайско-российского финансового блока,  какие видите особенности в финансовом сотрудничестве между Россией и Китаем?

Го Чживэнь: в текущем положении существуют три особенности: увеличивается количество этапов сотрудничества, расширяется поле деятельности, модель отношений становится новаторской.

Во-первых, пару слов о ступенях сотрудничества. Вместе с улучшением структуры подкомиссий в сфере сотрудничества ЦБ, расширяется стратегическое сотрудничество между коммерческими банками, а также международное банковское общение. Итак, Центробанк.

Оба государства построили систему подкомиссий. Это представляет собой важный механизм и специализированную платформу для сотрудничества на высоком уровне. До сегодняшнего дня подкомиссия созывалась подряд 17 раз, для достижения максимального результата в таких областях, как развитие национальной валюты двух государств, бизнес-сотрудничества и др. Кроме этого, финансовые взаимоотношения укрепляются благодаря инвестиционному фонду, фонду Шелкового пути, межбанковскому объединению ШОС и др. Теперь что касается банков. Сейчас 4 крупные банка Китая (Торгово-промышленный, Сельскохозяйственный, Банк Китая и Строительный Банк Китая) учредили филиалы в России, Импортно-экспортный банк и Государственный банк развития Китая имеют представительство в России. В свою очередь Сбербанк, Внешэкономбанк и Газпромбанк имеют представительство и филиалы в Пекине и Шанхае. Согласно неполной статистике, внутренний китайский торговый банк установил корреспондентские связи более чем с 200 российскими банками.

Во-вторых, расширение поля деятельности. За последние годы деловое сотрудничество между РФ и КНР происходит в сфере страхования и ценных бумаг. В июне 2016 года было подписано соглашение «О совместном плане действий в сфере страхования на 2016-2018гг.». Это программный документ, который поспособствует выходу китайско-российских финансовых отношений на новый исторический уровень. На 16 встрече подкомиссии обе стороны договорились о создании рабочей группы по делам финансового рынка.

В-третьих, о новаторстве в модели отношений. Она сформировалась вместе с бесконечными изменениями в структуре финансового рынка. Началась она с традиционной модели сотрудничества между банками-корреспондентами, и продолжилась в виде модели международной торговли. Далее прошла путь от модели международной коммерческой фирмы до модели международного инвестиционного банка, от единственного субъекта финансового сотрудничества до модели международного финансового союза. Выпуск облигаций и фонд капитала стали новыми аспектами для сотрудничества. Благодаря фонду Шелкового пути, начал функционировать инвестиционный фонд. Фонд развития Дальнего Востока вместе с China National Gold Group Corporation учреждают совместный инвестиционный фонд для горнодобывающей промышленности на Дальнем Востоке. На третьей китайско-российской выставке, Банк Харбина и Сбербанк подписали меморандум о производстве с применением новых высоких технологий.

Возможности и проблемы для российско-китайского финансового сотрудничества

Журналист: В современной ситуации у этого сотрудничества огромные перспективы: какие, по вашему мнению?

Го Чживэнь: Если говорить конкретно, то есть 4 аспекта. Первый — взаимодоверие двух стран создало твердую почву для финансового сотрудничества. Сейчас отношения наших двух держав находятся на историческом пике, политика непременно будоражит экономику. Это взаимодоверие приводит к многочисленным успехам в экономическом сотрудничестве, что в свою очередь включает в себя финансовое.

Второй — экономическое взаимодополнение дает мощный толчок финансовому сотрудничеству. Характер взаимодополенения сильный, у экономического сотрудничества огромные перспективы. По промежуточным данным, объем товарооборота до 2020 года достигнет 200 млрд долларов. Для Китая Россия это первая стана-партнер в торговом плане. В России же процент внешней торговли достиг 12%. Именно такие огромные перспективы экономического развития дают толчок финансовому развитию.

Третий — политический диалог является залогом успеха для финансового сотрудничества. После 18 пленума ЦК интернационализация китайского юаня и коммерциализация процентной ставки и валютного курса идут полным ходом, идет развитие конвертируемых капитальных счетов, ослабляется финансовый надзор. В 2013 году Россия, после вступления  в ВТО, ввела ограничения для иностранных коммерческих банков. Через пару лет она внесла поправки в «Закон об иностранных инвестициях в РФ» и «Закон о банках и их деятельности». Упростила формальности и процедуру допуска для иностранных инвестиций.

Ослабление финансового надзора — это прочная гарантия для расширения финансового сотрудничества.

Четвертый — европейские и американские санкции, примененные в отношении финансового сотрудничества между РФ и КНР, в итоге привели к его катализации. После возникновения украинского кризиса, санкции, примененные в категорическом порядке, заблокировали финансовые каналы для России на европейском и американском рынках. Уровень зависимости российских банков и крупных корпораций от заграничных кредитов весьма высок. С 2015 по 2016 года внешний долг колебался от 80-100 млрд долларов, напряженность банковского сектора усилилась. На таком фоне российские финансовые структуры и предприятия начали смотреть в оба.  Китай стал главным финансовым каналом для России. Это придало ускорение финансовому сотрудничеству.

Журналист: Обычно перспективы существуют вместе с проблемами, с какими проблемами может столкнуться данное сотрудничество?

Го Чживэнь: Непременно. Перспектив стоит ожидать, с проблемами стоит сталкиваться осторожно. Я полагаю, существует три главных проблемы.

Первая — экономическое развитие наших государств непропорционально обуславливает эффективный прогресс. В 2015 году объем товарооборота между Китаем и Россией достиг 68 млрд долларов, по сравнению с прошлым годом снизился на 28%. Импорт Китая снизился на 20%, экспорт на 35%. За последнее время масштаб инвестиций между РФ и КНР не вырос, сумма прямых инвестиций Китая не превысила 1 млрд долларов. Фактически расход прямых инвестиций Россией больше на 100 млн долларов. Размер китайских инвестиций превышает российские.

Вторая проблема — влияние сравнительно высокого риска на активность сотрудничества финансовых учреждений. Прежде всего, российская внутренняя финансовая система сравнительно хрупкая. Сейчас активы российских банков в большей степени концентрируются в малочисленных крупных или средних банках. Масштаб активов большинства банков маленький, кредитный рейтинг низкий, региональные отделения ограничены, коэффициент достаточности капитала не достигает минимальных требований по Базелю, общая способность противостоянию рискам слабая. К тому же в финансовом сотрудничестве сохраняется большая вероятность рыночного риска. Рубль принадлежит к валюте высокого рыночного риска. В 2014 году размах девальвации рубля достиг 143%, его базовая процентная ставка высокая. Другими словами, для этого сегмента существует огромный кредитный риск. За последние годы наблюдается спад макроэкономики в России, рубль обесценивается, колеблются цены на базовые товары. Возможность выполнять договоренности для российских предприятий снижается, возможность кредитного риска для финансового сектора увеличивается.

Третья проблема — вспомогательные оснащения, а также нездоровый политический курс сдерживают развитие сотрудничества. Одним словом, это 4 изъяна. 1) нехватка эффективной системы против риска на финансовом секторе в России. Пока нет такой специальной структуры. Активность банков в решении финансовых сложных задач невысока. 2) недостаток эффективных средств для предотвращения рыночного кризиса. С точки зрения современного рыночного положения, степень участия китайского юаня в торговле по отношению к рублю невысокая, торговля слабая, механизм ценообразования по-прежнему не совершенен. Особенно сохраняется большая проблема для торговли в рублях производными товарами. 3) нехватка качественных платежных способов. С позиции санкций, для России производить расчеты в долларах проблематично, а система расчета между китайскими и российскими банками в национальной валюте еще плохо развита. Это, в конечном счете, повлияло на эффективность платежной системы между Китаем и Россией. 4) недостаток политического комплекса для инвестиций и финансирования. С одной стороны, под влиянием ограничений на конвертируемый счет капитала, прямое инвестирование и финансирование между странами плохо организованы; с другой стороны, в Китае оффшорные финансовые операции ограничиваются в рамках 4 банков, большинство не удовлетворены оффшорным финансовым обслуживанием со стороны России. Международный финансовый лизинг стал новой моделью финансирования. Политический комплекс по контролю над валютой по-прежнему нуждается в совершенствовании.  

Совет по развитию финансового сотрудничества

Журналист: Какие у вас мысли или советы по поводу тенденции развития сотрудничества?

Го Чживэнь: Я считаю, что российско-китайское финансовое сотрудничество это объект систематизации. Мы должны начинать с планирования на высоком уровне системы и комплексов, моделей сотрудничества, и тогда мы поможем осуществить в полной мере национальную стратегию программы «Один пояс, один путь». На основании требований к финансовому сотрудничеству и экономическому развитию, Китай и Россия учредили долгосрочный план, а также новый механизм сотрудничества.

Во-первых, необходимо укреплять строение платежной системы в национальной валюте, совершенствовать механизм формирования обменного курса юаня по отношению к рублю, развивать рынок производственных продуктов и расчетные операции в национальной валюте двух стран.

Во-вторых, создать специальный фонд по борьбе с рисками, или страховой фонд; совершенствовать кредитную обстановку, таким образом способствуя созданию благоприятных условий для инвестирования.

В-третьих, провести политическое вмешательство в такие области как оффшорное финансирование, международный финансовый лизинг и международные инвестиции; расширять виды обслуживания в международном финансировании.

В банковском сотрудничестве же необходимо расширить рамки до сотрудничества в сфере ценных бумаг и страхования; расширять инвестиционные каналы, усилить сотрудничество в сфере страхования кредитов, торговли и строительства; активно продвигать китайско-российский финансовый союз, расширять его границы, совершенствовать механизм сотрудничества.

Источник: The Financial Times

Автор: Цзян Синьсинь

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы