Экономика

Не шелковый Китай: инфраструктурные мегапроекты КНР пройдут в обход России

Шелковый путь – караванная дорога, в древности и в Средние века связывавшая Китай и Средиземноморье. Сегодня КНР реализует гигантский инфраструктурный мегапроект «Новый Шелковый путь». Однако Россию он, скорее всего, обойдёт стороной.

В обход России

В рамках VI российско-китайского бизнес – форума, прошедшего в Петербурге, о проекте Шелкового пути рассказал профессор Хэйлунцзянского университета (Харбин) Ли Сюэй Ян. «Концепция «Один пояс и один путь» Шелкового пути  предполагает согласование политических установок, развитие транспортного сообщения, стимулирование взаимной торговли и активизацию человеческих контактов на связываемых территориях. Проект предусматривает создание трех трансевразийских экономических коридоров: северного (КНР — Центральная Азия — Европа), центрального (КНР — Центральная и Западная Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (КНР — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан)», - отметил профессор. При этом взаимодействие с Россией будет проходить только в рамках «трансграничного коридора». Но такие коридоры запланированы практически со всеми странами, соседствующими с Китаем, например, с Монголией.  

Действительно масштабное сотрудничество идет с южными соседями России. Так, на прошедшей в начале декабря встрече в Стамбуле представители крупных логистических операторов Турции, Грузии, Казахстана и Азербайджана приняли решение учредить консорциум с целью транспортировки грузов из КНР в ЕС. В рамках Транскаспийского транспортного маршрута «Китай-Турция-Европа» один лишь Азербайджан построит более 1 тыс. км железных дорог, а в Грузии планируется огромный порт, превышающий по размерам Шанхайский, для переброски более 100 млн тонн грузов.

Неудобная, амбициозная, недоразвитая…

При этом Китай уже фактически достиг экономического контроля над Средней Азией, по территории которой пройдет значительный отрезок Шелкового пути. В Казахстане КНР принадлежит 20–25% нефтяного сектора, а количество грузовых контейнеров, которые проходят через страну по пути из Китая в ЕС, только с 2011 по 2014 год выросло в 18 раз. Поднебесная также покупает более половины Туркменского газа. 

trbnВ отношениях с Россией Китай может только доминировать Не выраженный вслух китайский скепсис в отношении транзитных способностей России понятен. Геннадий Зубаков, директор Международного логистического клуба отмечает крайне низкий грузооборот, например, российских аэропортов. «Почему в аэропорту Франкфурта грузооборот 3 млн тонн, а в России, во всех аэропортах вместе взятых – 500 тысяч? А ведь в Германии помимо Франкфурта есть еще Лейпциг и Кёльн, которые тоже «миллионники». На словах мы ставим себе цель заниматься транзитом, но не достигаем её. В том, что этого нет, виновато отсутствие профессионализма, профессионалов в области авиационных грузовых перевозок в стране просто очень мало. Да и государство не создало условия, стимулирующие развитие транспортно-экспедиторского бизнеса», - отметил он.  

О чрезвычайной важности профессиональных кадров в логистике заявляет и Владимир Щербаков, профессор кафедры логистики и торговой политики СПбГЭУ (ФИНЭК).

«В последние два года резко увеличилось количество поступающих в магистратуру из КНР. В нашем университете на программах по логистике на одного российского приходится один китайский магистрант. А на некоторых направлениях соотношение один к трем в пользу китайцев. Это, конечно, хорошо для финансового состояния университета, но не получится ли так, что завтра мы будем готовить кадры только для Китая? Эти люди в ближайшем будущем понадобятся для реализации программы «Шелковый путь». «…» По подсчетам наших китайских коллег, для реализации проекта потребуется примерно 20 тыс. специалистов в области логистики. Давайте просто представим, что 50% специалистов в проекте будет от нас. А где мы их возьмем? В России где-то 10 вузов качественно готовят специалистов по логистике. Предположим, что каждый выпускает по 50. То есть у нас в год всего 500 специалистов в этой области на всю экономику. На «Шелковый путь» как-то не хватает», - отметил Щербаков. 

Столь большая и геополитически амбициозная страна как Россия – неудобный партнер для КНР. Строительство Шелкового пути по югу СНГ гораздо выгодней для Поднебесной, такие страны как как Казахстан гораздо прагматичнее и сговорчивей.     

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы