Экономика

Чем обернется обезличенная упаковка сигарет?

Российские власти продолжают искать способы борьбы с курением, придумывая новые запреты и ограничения, а иногда и следуя примеру западных стран. Причем не всегда учитывается негативный опыт и ущерб, который грозит бизнесу. Вот и новая инициатива – введение обезличенной упаковки сигарет – была довольно холодно встречена как со стороны предпринимателей, так и со стороны потребителей.

О том, что новая концепция противодействия потреблению табака будет дополнена пунктом о введении обезличенной упаковки, глава Минздрава Вероника Скворцова предупреждала еще 30 мая. В итоге пачка сигарет лишится каких-либо отличительных фирменных знаков: они будут иметь одинаковый внешний вид, единообразное оформление и цвет вне зависимости от марки или цены. Считается, что такая упаковка поспособствует снижению уровня курения.

Однако ВЦИОМ решил проверить, действительно ли потребители будут отказываться от покупки обезличенной продукции, проведя телефонный опрос среди 1500 человек. Оказалось, что подавляющее большинство курильщиков (81%) при покупке сигарет обращают внимание на их качество, которое ассоциируется со знакомой маркой. То есть в глазах покупателя привычная цветная упаковка – гарантия качественной продукции, отличие оригинала от подделки. К слову, 53% респондентов называют брендированную упаковку защитой от контрафакта. При этом большинство участников опроса сомневаются, что введение стандартизированной упаковки будет действенной мерой по снижению уровня курения.

Этот вопрос поднимался на XVI Ежегодном международном бизнес-саммите Retail Business Russia & EAEU. Комментируя возможное введение обезличенной сигаретной упаковки, замглавы Минпромторга Виктор Евтухов затруднился оценить целесообразность подобной меры. По его мнению, в начале следует «грамотно проанализировать возможные последствия». Свое мнение высказал и бизнес-омбудсмен Борис Титов, отметив усиление влияния политики на макроэкономическую ситуацию. Представители табачной индустрии также усомнились в необходимости появления такой меры. В качестве негативного примера гендиректор JTI Россия Дин Гилфиллан привел Австралию.

Эта страна приняла Закон об обезличенной упаковке (Plain Packaging Act) еще в 2012 году, однако до сих пор правительство не привело убедительных данных о влиянии единообразной упаковки на снижение потребления табака. Даже в опубликованном 26 февраля этого года отчете эксперты не увидели реальных фактов, указывающих на пользу от этого закона. Зато минусов достаточно – увеличение низкоценового сегмента и доли нелегальной продукции. К слову, именно серый рынок табачных изделий ежегодно оставляет правительство и налогоплательщиков без $1,2 млрд.

Такой негатив совершенно не испугал Великобританию, которая в мае этого года последовала примеру Австралии. Причем добиться пересмотра закона пытались бизнесмены, в том числе Ассоциация магазинов шаговой доступности (Association of Convenience Stores, ACS). В своем письме к британским властям ACS указывала на риски для ритейлеров: к примеру, что стандартизированная упаковка может создать значительные операционные проблемы.

В итоге каждый дополнительный человеко-час в день будет стоить компаниям £2614 ежегодно. Помимо этого, сложности в распознавании конкретных марок в розничной торговле обернется задержками в обслуживании покупателей. В качестве примера ACS опять привела Австралию, где после запрета продавец ищет нужную пачку сигарет в среднем 12,43 сек., хотя раньше на это уходило 9,84 сек. Существенный минус, если в очереди из шести человек пять покупают сигареты разных марок.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы