Общество

МФЦ: комфорт на грани безумия

Об уровне и качестве услуг, которые оказывают россиянам госучреждения, ходят легенды: почти у каждого найдется хоть одна история из серии «Как я ходил на почту» или «Что пришлось пережить в очереди за паспортом». Для самого государства это, судя по всему, тоже не секрет, и в попытке исправить ситуацию был придуман МФЦ – место, которое «обеспечивает быстрое и комфортное получение услуг». Такой почти утопический текст размещен на портале центра, и не исключено, что иногда это действительно так. Но мой личный опыт показал, что «иногда» – это не «всегда», и что свою веру в лучшее следует оставлять дома.

В многофункциональный центр мы с сестрой обратились, посчитав, что на оформление временной регистрации в УФМС уйдет куча времени, нервов, бумаги и чернил в принтере. А в МФЦ нам пообещали «быстро и комфортно», да к тому же из документов требовались только паспорта и право собственности на квартиру. В районное отделение мы пришли с собственником жилплощади – нашей тетей, предвкушая моментальное решение вопроса. Неладное я заподозрила примерно через полчаса: инженер-инспектор 1 категории, назовем её госпожа Петрова-Сидорова, совершенно не спешила решать наш вопрос. А чуть позже меня поразила страшная догадка: она даже не знает, как это сделать.

Инспектор долго вчитывалась в паспорт моей сестры, елозила курсором по экрану (я сидела так, что видела монитор), что-то нерешительно набирала в анкете… На тот момент мои спутницы уже перестали смеяться и прожигали взглядом пародию на ленивца из известного мультфильма, а я проклинала себя за наивность. Еще через полчаса мы получили первое из двух заявлений.

– Тут указаны данные не моего паспорта, – сестра с удивлением посмотрела на госпожу Петрову-Сидорову. – Фамилия моя, а номер и серия из паспорта тети. Да и в слове «Российская» буквы «й» нет.

Вот удивительно, да? Инспектор набирала это заявление больше десяти (!) минут, из которых пять она неотрывно смотрела в документ сестры, но каким-то волшебным образом цифры перепутались. Я уже молчу о сканировании свидетельства – это происходило раза три. Нет, процесс проходил нормально, просто два раза госпожа Петрова-Сидорова сканировала заднюю пустую сторону листа.

Когда время ожидания перевалило за час, сестре с тетей все-таки удалось подписать первый документ. Второй инспектор делала веселей, видимо, руку набила. Но она застопорилась в начале заявления, долго щелкала мышкой и все-таки уточнила, как правильно склоняется мое имя. Мы получили расписки, собрали вещи и приготовились идти, как вдруг госпожа Петрова-Сидорова решилась на откровение:

– Должна предупредить: у нас эта услуга недавно, и в законодательстве возможны изменения. Поэтому документы, возможно, придется завтра переделывать.

Безусловно, в нашей стране довольно подвижное законодательство, но разве что-то может поменяться за сутки? Оказалось, может. И не за сутки, а в течение 20 минут. Именно через столько мне позвонила истерично смеющаяся тётя и сказала, что нас трёх ждут в МФЦ. Пока тётя бежала от метро, мы выяснили, что услугу центр предоставляет уже как полгода. Не так уж и недавно, согласитесь? Не исключаю, что наши заявления проверил начальник отделения – он-то и увидел ошибку, которую мы не заметили: имя и отчество тёти госпожа Петрова-Сидорова просклоняла неправильно – уточнить, наверное, постеснялась.

Пока сестра подписывала новое заявление, я понимала, что мне ужасно стыдно. Перед тётей, которая потратила на все это два часа своего времени, а ей ещё нужно успеть на электричку. Перед сестрой, которая бросила разгребать кучу работы и доверилась моим заверениям, что «в МФЦ удобней и быстрее!» И ещё за что-то было стыдно. Наверное, за государство, не способное делать простые вещи для своих граждан. Или за работодателей, которые берут на работу некомпетентных сотрудников и которым важны дипломы и бумажки, а не умения. Стыдно за то, что, будь у тебя хоть два высших образования, бескрайний опыт и желание работать, но даже библиотекарем возьмут не тебя, а вот такую госпожу Петрову-Сидорову.

 

 
Партнеры:
Похожие материалы