Таможня

Предварительное информирование, которого нет

Предварительное информирование о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, стало обязательным с  1 октября 2014 года. С удобством системы не поспоришь – подал предварительную информацию на пост, таможня знает, что в каком вагоне едет, что проверять, а к чему вопросов нет. Время таможенного оформления в пункте пропуска, соответственно, сокращается, процесс упрощается, доставка груза происходит быстрее и легче  − стороны довольны. Так нам рассказывают таможенники со страниц своих сайтов и печатных изданий. Но так ли обстоит дело в реальности?

Порядок предоставления предварительной информации при железнодорожной перевозке товара регламентирован решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 196 от 17 сентября 2013 года. В разработке технологии, положенной в его основу, самое активное участие принимали сотрудники РЖД и дружественной ей структуры ООО «ТБЦ». В отличие от предварительного информирования на товары, ввозимые автомобильным транспортом, установлено, что предварительную информацию на товары, ввозимые железнодорожным транспортом, поступившую от заинтересованных лиц,  консолидирует перевозчик, а затем передает ее в таможню. Это ключевой момент технологии, направленный на монополизацию рынка в целях недопущения проникновения других игроков. Да, представление предварительной информации – процедура бесплатная для грузовладельца, однако не забудем, что в 99% случаев грузы, перемещаемые через границу по железной дороге, следуют далее до получателей по процедуре таможенного транзита, а за декларирование принято платить.

perevozki zh Как «РЖД» и Себежская таможня не подпускают экспедиторов к оформлению транзита

Для приема сведений от грузовладельцев на сайте РЖД организован портал ввода предварительной информации, куда заинтересованные лица могут заранее самостоятельно направлять информацию, содержащуюся в транспортных и коммерческих документах. Согласно установленным правилам делать это необходимо не позднее  4 часов до прибытия. Однако, как показала практика, отсутствие какой-либо мотивации, а также юридической ответственности заинтересованных лиц за непредставление предварительной информации привело к тому, что консолидировать особо и нечего: заинтересованные участники процесса не заинтересованы работать по предложенной схеме. Существующий же электронный обмен между администрациями железных дорог сопредельных государств построен исключительно на данных, содержащихся в железнодорожных накладных СМГС, в которых часть сведений, установленная требованиями решения №196, отсутствует.

Что имеем? Перевозчик в лице ООО «ТБЦ» предварительно передает в таможню в электронном виде весьма усеченный перечень сведений, которыми располагает в электронном виде, остальная информация «добивается» уже после прибытия в ЖДПП с бумажных документов. Причем, это было очевидно изначально, еще до принятия решения об обязательности ПИ. Однако изменений в международных соглашениях СМГС между участниками железнодорожных перевозок, касающихся предоставления предварительной информации ни до, ни после принятия решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 196, так и не произошло, а объявленное предварительное информирование так и не стало предварительным.

Некоторую сумятицу внес и проводимый ФТС эксперимент по т.н. «электронному транзиту», для которого бумажные документы стали не нужны. Декларант процедуры (экспедитор, таможенный представитель, грузовладелец), в соответствии с распоряжением №62-р от 18.02.2015 может самостоятельно подать транзитную декларацию напрямую в ЕГАИС ФТС, не привлекая ни перевозчика, ни его агента к этому процессу. Не везде это получается, но процесс идет. Однако упомянутым выше решением №196 закреплено, что представленная предварительная информация используется в качестве электронной копии транзитной декларации (собственно, она для этого и нужна). Иными словами, один и тот же состав сведений может поступать в таможню по разным каналам от разных адресатов. В результате появилась еще и проблема: как грамотно развести два потока дублируемой информации, а вместе с ними и бизнес-интересы участников сторон.

Не смотря на то, что практика показала ошибочность «консолидационного» подхода в предоставлении предварительной информации, ФТС второй раз настойчиво стремится наступить на те же грабли при проектировании схемы предварительного информирования при морских перевозках. Морские перевозчики не хотят заниматься консолидацией предварительной информации от заинтересованных лиц, устав доказывать чиновникам неэффективность этой схемы, но к ним уже давно не прислушиваются. При морских перевозках, где до 90% грузов проходят таможенную очистку непосредственно в порту, в развитии нуждается институт предварительного декларирования, доля которого по-прежнему невысока. Впрочем, здесь борьба развернулась вокруг портала «Морской порт 2», а это уже немного другая история…  

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы