Экономика

Особенности работы с иностранными компаниями в сфере ВЭД

Несмотря на взаимные санкции, падение курса национальной валюты и официальный разворот на Восток, для России Европа была и остается ведущим деловым партнером. Согласно данным Росстата в 2015 году на страны ЕС пришлось 44,8% от внешнеторгового оборота РФ. И хотя работа с европейскими компаниями обычно проходит более гладко, чем взаимодействие, например, с Китаем, некоторые аспекты вызывают у россиян удивление.

Сезон отпусков

Помимо официальных нерабочих дней, которые приходятся на праздники, часть европейских компаний закрывается на летний отпуск. Общий для всех сотрудников отпуск наступает в августе и продолжается обычно пару недель. В это время не работают ни офис, ни производство. Наиболее характерен «всеобщий» отпуск для небольших компаний Франции и Италии.

Дело в том, что лето – традиционный период отдыха и спада деловой активности, поэтому полная остановка деятельности может быть для таких компаний экономически оправданной. Даже те компании, которые полностью не замораживают деятельность, нередко увеличивают сроки производства в период августовского затишья. Тем не менее, по словам эксперта-практика ВЭД Анны Фомичевой, большинство крупных игроков следят за тем, чтобы не упустить возможность совершить выгодную сделку 365 дней в году.

Проблемы с документами

Документооборот в Европе не столь обременителен, как в России, где таможенные органы неусыпно следят за тем, что бы учвэд при таможенном оформлении предъявлял полный пакет документов, а отгрузочная документация содержала весь перечень необходимой информации. Поэтому особенно в начале сотрудничества возможны различные накладки, например, неполная информация в инвойсе («Нашей программой не предусмотрено специальное поле для номера и даты контракта»), неточности и противоречивая информация в различных отгрузочных документах, отправка дополнительных позиций, не учтенных в документах («Мы думали, вам потребуются каталоги с нашими образцами для более успешного продвижения продукции»), а также непонимание западными партнерами необходимости получения документов, например, декларации соответствия, в очень сжатые сроки.

По словам Олега Паладьева, председателя совета директоров сети международных экспертов «Союзконсалт», законодательные препоны нередко отпугивают западных экспортеров.

«Иностранец, уверенный в своем продукте, считает, что в России и в рамках Евразийского Союза он найдет реализацию, ссылаясь на то, что в своей стране его продукция пользуется успехом. Когда начинаешь ему объяснять про сложности с таможней, госзаказ, понимание рынка, предлагаешь провести исследования движение товара по ТНВЭД, возможно перевести проект в плоскость трансфера технологий, иностранный экспортер часто бывает не готов к сотрудничеству», - говорит эксперт.

Как результат: зарубежный поставщик начинает искать того, на чьи плечи можно переложить груз ответственности и кто способен решить все проблемы. И находит… в лице сладкоголосого российского чиновника с громким статусом.

«Приехав с бизнес-миссией иностранный экспортер встречает чиновника, у которого на карточке написано, что он бог, или полубог, - поясняет Олег Паладьев, - Приезжий коммивояжер в этой встрече видит шанс, но на практике данный чиновник практически каждый день встречается с аналогичными организациями и некогда ему заниматься практическими вопросами, а проекту нужны "ноги", чтобы он начал двигаться. Редко кто может понять это сразу, а не после нескольких месяцев ожидания чуда и молниеносного решения всех проблем».

Однако есть и положительные примеры. Например, Андрей Леннов, руководитель консалтинговой компании  ВЭДEXPERT, отмечает прямо противоположную тенденцию. «Европейские компании для принятия решений в сфере ВЭД консультируются, анализируют: какие тарифные и нетарифные меры регулирования применяются в России в отношения их товаров, с какими проблемами они могут столкнуться, в общем, оценивают свой проект через призму таможенного законодательства. Такой подход позволяет исключить таможенные риски и оптимизировать фискальную нагрузку. Причем привлекают к планированию экспортно-импортных операций несколько компаний для получения более объективного мнения. Классный подход! Что не скажешь о наших предпринимателях, нет, конечно, не все, ни в коем случае, но встречаются те, к кому можно приклеить поговорку гром не грянет – мужик не перекрестится».

Чтобы сделка не стала иллюстрацией к данной поговорке, необходимо все тщательно спланировать и оговорить заранее.

Поскольку европейцы всегда заинтересованы в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве, они, как поясняет Анна Фомичева, готовы идти на уступки в части предоставления необходимых документов. Однако, чтобы гарантировать себе их получение точно в срок, достаточно лишь обсудить это условие заранее, еще на стадии первичных переговоров о деталях вашей сделки. Можно даже закрепить предоставление определенных сопроводительных документов в качестве одного из пунктов контракта. При сотрудничестве с небольшой семейной компанией, по мнению эксперта, будет достаточно устных договоренностей на момент обсуждения цены продукции и условий поставки. Разумеется, для тех, кто работает по белым схемам, никогда не будет лишним попросить зарубежного поставщика выслать черновой вариант комплекта сопроводительных документов для проверки и утверждения.

По словам Анны Фомичевой, действительно серьезное возможное препятствие на пути иностранного фирменного продукта через границу РФ – это отсутствие разрешения на использование товарного знака. Чтобы не потерять свой товар, достаточно предпринять всего несколько превентивных мер. 

«Мера первая – ознакомиться с «Реестром объектов интеллектуальной собственности». Именно здесь содержится перечень брендов, ввоз которых без разрешения правообладателя невозможен. Кроме того, в перечне содержатся изображения образцов упаковки, шрифтов и других элементов фирменного стиля как части ТМ. Но нужно проявлять осторожность. Даже если в этом списке нет той торговой марки, продукцию которой вы собираетесь везти, не нужно спешить с выводами. Дело в том, что «Реестр…» обновляется раз в полгода, и нельзя исключать вероятность того, что марка уже зарегистрирована, но еще не была внесена в список. Поэтому, если вы не являетесь правообладателем, разумнее будет постоянно проверять «Реестр…» на наличие торговой марки, которую вы планируете везти. А, по сему, переходим ко второй мере – получению разрешения правообладателя. Найти компанию-владельца товарного знака после ознакомления с «Реестром…» будет несложно. Она указана в третьем столбце таблицы», - пояснила Анна Фомичёва. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы