Таможня

Зачем с Бельяниновым сделали это?

Вчерашний день был полон событиями, в таможенном ведомстве. Сотрудники Следственного комитета проводили обыски в кабинетах руководителя ФТС Андрея Бельянинова и его замов – Руслана Давыдова и Андрея Струкова. Чуть позже стало известно, что следователи побывали также в загородном доме главы таможни. Средства массовой информации подавали новости со сдержанным одобрением, смакуя подробности со слов оперативных работников. В прессу просочились и фото оперативной съемки, рассказывающие о непростой жизни федерального чиновника.

Вся медиа-картинка подана с учетом психологии восприятия происходящего массовым читателем: глава одного из самых коррумпированных ведомств в стране якобы замешан в контрабандной схеме алкоголя, организованной сидящим в СИЗО бизнесменом-контрабандистом Дмитрием Михальченко. А вот и доказательства: предметы искусства, деньги, и даже визитки того самого незадачливого предпринимателя. И это в то самое время, когда весь мир против нас, ситуация в стране аховая, и денег в бюджете все меньше и меньше. Зритель негодует, соцсети полны возмущения пользователей, околотаможенный бизнес почти прыгает от радости, короче, предвыборное ощущение справедливости уже почти торжествует. 

Теперь к деталям. Мог ли не знать Андрей Юрьевич о готовящемся визите? Как бывший сотрудник ФСБ наверняка знал, причем задолго и к нему готовился. Даже отпуск взял предусмотрительно, чтоб не тратить служебное время на шоу масок в погонах. Если такая возможность открыто обсуждалась на одном известном таможенном форуме, то ему-то грех было не знать.

Деньги? Какие деньги? Ах, эти? Это все, что накоплено за долгие годы. Не удивимся, если вся сумма окажется отраженной в налоговой декларации и его, и его супруги, и хранится на черный день. И, если вы заметили, примерно в равных пропорциях рубль/доллар/евро, как и рекомендуют делать населению ведущие экономисты страны.  67 миллионов в пересчете на рубли (около миллиона долларов), это для руководителя фискального ведомства – мелочь, так, на карманные расходы.

198

Картины, статуэтки, мебель? Ну, кто-то собачек разводит, тут человек антиквариатом увлечен. Не самое худое занятие, согласитесь. И пока нет экспертного заключения, все разговоры о стоимости нажитого непосильным трудом - это пустые разговоры, а будет ли вообще кто-то заниматься оценкой  –  так это вряд ли. Этак до чего угодно можно дойти. Сегодня картины у Бельянинова, завтра самолет Шувалова заинтересует, а послезавтра? Подумать страшно!

Визитка Михальченко? С ума бы не сойти! А что, это запрещено? Или там нашли только одну эту визитку? Да к бабке не ходи, встречался Бельянинов с Михальченко. Пока тот был на воле. Так ведь даже в кодексе прописано, что ФТС обязана поддерживать связи с бизнесом. Вот и поддерживал, а поговорить-то есть о чем. Например, по Бронке. И, кстати, даже после того, как Михальченко задержали, Андрей Юрьевич упорно двигал проект по Балтийскому ЦЭДу, не взирая на возражения и бизнеса, и питерских властей, за что ему респект и уважуха.

О наличии каких-то иных компрометирующих документов Владимир Маркин  упоминает вскользь, но согласитесь, трудно себе представить, что фамилия руководителя ФТС или даже его замов (а Давыдов-то председатель Совета ВТамО теперь, между прочим!) будет фигурировать в каких-то документах и храниться при этом в кабинетах, ожидая прихода следаков. Идиотов на такие должности не ставят. Был ли причастен к контрабанде алкоголя лично? Да вы шутите что ли? Разве дело это руководителя службы? Есть для этого целый штат подчиненных, советников, наконец. Разве что сам Михальченко даст на него показания, а он, как известно, считает, что чист перед законом. На сделку со следствием пошел лишь один из его помощников, за что и был выпущен по залог 10 миллионов рублей, однако сомнительно, что у него есть фактура на Бельянинова. А разговор к делу не пришьешь.

Обращает внимание несколько деталей.

Впервые обыск проводился у действующего главы федерального органа исполнительной власти. До этого были мэры, губернаторы, заместители руководителей силовых и прочих ведомств и прочие чиновники рангом пониже.

Второе. Его не задержали,  в отличие от других, менее удачливых. Обошлось. Он даже не под подпиской и проходит в ранге свидетеля.   

Третье. Вроде бы правильный информационный фон. В СМИ, включая государственные, попала ровно та информация, какая нужна. Включая фото. Хотя, общественность уже сложно шокировать благополучием жития государственных служителей. Бельянинов – здесь как раз не из ряда вон, а вполне себе стандарт.    

И четвертое. В отличие от многих, с давних времен Бельянинов пользовался поддержкой самого Путина, и претензий к главе ФТС особых не было.

Иными словами, все не так, как обычно. Повод – так себе, Андрей Юрьевич на свободе, и, даже, остался при своих. Однако публичное унижение получил. При этом решения по отставке пока нет, но дураку понятно, что после такого шоу должность вскоре освободится, иначе зачем это все?

Вывод: неприкасаемых отныне нет теперь и на этом уровне. И если даже в отношении лояльного и исполнительного Бельянинова прозвучала команда «фас», дела в стране плохи. Круг особо приближенных сужается, внутриклановая борьба среди элит усиливается. А в сентябре еще и выборы в ГосДуму, которые власть обещает сделать честными и прозрачными.

Не будем комментировать расстановку сил и сфер влияния, не наш это профиль, отметим лишь, что таможенная служба представляет собой довольно лакомый кусок. В первую очередь, в плане контроля за товарными и денежными потоками, как белыми, так и черными. Контрабанда существует и будет существовать всегда, пока есть границы. Была она до Бельянинова, будет и после. Контроль над ней традиционно осуществляет ФСБ, и кадровые перестановки, прошедшие совсем недавно в экономическом блоке этой структуры, имеют прямое отношение к событиям вчерашнего дня.

Отметим также, что за 10 лет своей деятельности Андрей Юрьевич сумел создать и крупнейшую бизнес-империю около таможни. ФГУП «Ростэк», которому законодательно теперь запрещено заниматься деятельностью в сфере ВЭД, успешно был «приватизирован» и самые лакомые куски оказались у людей Бельянинова, а кое-что так и осталось в ведении дочерних структур «Ростэка». На нужных терминалах сосредоточены основные товаропотоки, на нужных ЦЭДах существуют «правильные» цены. В результате тщательно продуманного и блестяще осуществленного наезда на систему МДП, уже почти два года в ФТС существует своя собственная экспериментальная система обеспечения таможенных платежей при процедуре таможенного транзита. Главную роль в ней играет страховая компания «Арсеналъ», у одного из учредителей которой – Сергея Лобанова, вчера также были проведены обыски. Сложно предположить, что «Арсеналъ» каким-то боком связан с контрабандой, как и те 15 фирм, зарегистрированных на Лобанова лично, если только он не исполнял «деликатные» поручения своего протеже.

Что будет со всем этим добром в случае отставки Андрея Юрьевича? Сомневаться не приходится: у этих структур либо появятся новые хозяева, либо старые будут работать по новым правилам. Какими будут новые правила - будет зависеть от нового хозяина. И хотя судьба Андрея Юрьевича еще окончательно не решена, совершенно очевидно, что негативное общественное мнение уже создано. И это в преддверии  25-летия ФТС!

Как все это отразится на участниках ВЭД? Да пока никак. Ломать систему сразу никто не станет, потому как строить новую, нужны средства и головы, а с этим тяжеловато.  Но напомним, что за 25 лет существования службы высшее руководство ведомства менялось неоднократно, а внешнеэкономическая деятельность от этого никуда не делась. Переживали и переживем еще раз. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы