Таможня

Кому достанется ЦЭД, обещанный Бронке?

На минувшей неделе крупнейшая стивидорная компания Global Ports направила вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с предложением разместить Центр электронного декларирования (ЦЭД) Балтийской таможни неподалеку от аэропорта Пулково. До 23 июня место для ЦЭДа было предопределено, ФТС очень быстро провернула подготовку размещения ЦЭД в порту Бронка – решение было принято в апреле. 23 июня первый замглавы ведомства Владимир Малинин росчерком пера сдвинул открытие ЦЭДа с 1 июля на 1 августа – указание дал вице-премьер Игорь Шувалов. Почему в Global Ports озаботились судьбой ЦЭД, близость которого дала бы конкурентам  несомненное бизнес-преимущество, только сейчас?

«Во исполнение решений, принятых на совещании по вопросам оптимизации проведения таможенных процедур в морских портах в г. Санкт-Петербург и создании ЦЭД в ММПК Бронка, прошедшего под вашим председательством 22 июня 2016 года, предлагаем рассмотреть возможность размещения ЦЭД Балтийской таможни по адресу г. Санкт-Петербург улица Пилотов дом 56 Лит А, 73 км КАД (внешнее кольцо)», − говорится в письме, направленном Шувалову 28 июня. Указанный объект − территория вертолетного центра «Хели-Драйв», на которой располагается СВХ «Хели-Импекс», новый игрок на рынке. Внешне с Global Ports данная компания никак не связана. В Global Ports не смогли сказать больше того, что изложено в письме на имя Шувалова, опасаясь накалить ситуацию.

Источник, знакомый с ходом совещания у Шувалова, рассказал ПРОВЭД, что на собрании генеральный директор Global Ports Владислав Баумгертнер  и владелец UCL Holding Владимир Лисин выразили озабоченность тем, что Бронка получит необоснованные конкурентные преимущества, заполучив себе ЦЭД, в то время как посты на терминалах Global Ports и ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» будут закрыты. Заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов парировал, объясняя, что ЦЭД в Балтийской таможне необходим, а помещений в федеральной собственности нет. Игорь Шувалов разрешил вопрос отсрочкой создания ЦЭД в Бронке на месяц, но, как утверждает собеседник ПРОВЭД, с подтекстом, что отсрочка эта насовсем.

Зачем Global Ports нужен ЦЭД в «Хели-Драйв» и почему компания радеет за малоизвестную «Хели-Импекс»? Вероятно, Global Ports и UCL Holding стремятся заполучить админресурс в таможне, чтобы составить конкуренцию Грузовому терминалу Пулково. Пулковская таможня, почуяв неладное, воспротивилась такому предложению – не дай бог ЦЭД получит полномочия оформлять ещё и авиагрузы. «Тогда вредительство Пулковской таможни станет очевидно всем. Они до сих пор там возмущаются работой по выходным», − говорит наш источник. Сферы деятельности Пулковской и Балтийской таможен пока четко разграничены: за Пулковской, разумеется, авиагрузы, за Балтийской – пришедшие морем.

Весёлые соседи, хорошие друзья

Global Ports относился к Бронке с объективной осторожностью с момента её анонсирования, и хотя ни разу компания не выступала с резкой критикой размещения того же ЦЭД в ММПК, очевидно, что положение дел, при котором конкурентные преимущества достаются оппонентам «за красивые глаза», не может устраивать игроков рынка. В профессиональных кругах давно прочно закрепилось мнение о том, что Дмитрий Михальченко, руководитель холдинговой компании «Форум» (дочерняя «Феникс» − главный инвестор Бронки), договорился с кем нужно. Известно, что у Дмитрия Михальченко завязались приятельские отношения с Максимом Соколовым, министром транспорта РФ, когда последний ещё возглавлял комитет по инвестициям в Смольном. Уже в чине министра Соколов одобрил проект порта Бронка, предложенный компанией Михальченко.

По всей видимости, Михальченко удалось найти подход и к ФТС. Совершенно неожиданно этой весной глава ведомства Андрей Бельянинов предложил губернатору Петербурга всё документальное оформление ввозимых и вывозимых товаров передать двум постам − в Усть-Луге и Бронке. Предложение не было одобрено правительством города, тогда позднее начались разговоры о создании ЦЭД в Бронке, а впоследствии свет увидел и приказ. Участники рынка были единодушны во мнении о том, что это неминуемо приведет к увеличению грузооборота в Бронке: даже при электронном декларировании на груз могут быть запрошены бумажные документы, и логичнее идти в тот порт, где эти документы могут попросить, чем метаться между двумя.

И всё шло хорошо для владельца «Форума», пока он не угодил под арест в связи с организацией контрабанды элитного алкоголя. Говорят, что бизнесмену вскружили голову связи с таможней, и он, воспользовавшись ими, позволил себе лишнего. Сам Михальченко убежден, что его арест – попытка отобрать бизнес и перспективную Бронку, инфраструктура которой в большей степени уже отстроена. Пока бизнесмен пребывает в неволе (и недавно суд продлил его арест до 29 сентября), РЖД уже анонсировала разрыв контрактов с его фирмой по управлению площадями на вокзалах, что приносит структурам Михальченко 1 млрд рублей в год.

Участники рынка уже предрекают передачу Бронки в руки кого-нибудь из известных бизнесменов – Ротенбергов или Тимченко, например.

Два ЦЭДа в Пулково? 

Наш собеседник утверждает, что Global Ports не имела выходов на Игоря Шувалова после расставания с Ротенбергами (вместе они строили Скоростную платную автомобильную дорогу между Москвой и Петербургом). Однако проведенное совещание у вице-премьера дало компании шанс потягаться за ЦЭД и немного ослабить хватку Бронки. Шувалов обещал лично разобраться в ситуации и необходимости разместить ЦЭД именно в ММПК.

«В районе Пулково уже есть один ЦЭД, в Шушарах, достаточно удобен он и по расположению, и по функциям, которые выполняет. В принципе, чем больше ЦЭДов, тем лучше. Но, вероятно, в Бронке он был бы более оптимален, подальше от уже существующего. Возможно, там  у компаний свой интерес, а нам, брокерам, как обычно, от этого не тепло, не холодно. Будем работать с тем, что дадут», − так оценили возможное размещение ЦЭД Балтийской таможни в «Хели-Драйв в «Балткомплекте», компании-таможенном представителе.

Территория «Хели-Драйв» относительно нейтральна в том плане, что суда по-прежнему будут приходить в уже опробованные порты, а в случае необходимости довозить документы в ЦЭД на территории РОСТЭКа в Шушарах или «Хели-Драйв». Соответственно, клиенты того же Global Ports не уйдут на Бронку из-за потенциальной необходимости предоставлять дополнительные бумаги в далеко расположенный от места швартовки судна порт. Вероятно, той же логики придерживается и владелец UCL Holding Владимир Лисин, чьи порты расположены непосредственно в акватории Санкт-Петербурга.

Впрочем, предложение разместить ЦЭД в «Хели-Драйв» − ещё не финал битвы за ЦЭД. Может быть и так, что на стол Шувалову лег уже десяток вариантов его расположения, о которых прессе пока неизвестно. Но Бронке, судя по настрою вице-премьера, ЦЭДа не видать. А это дает повод сомневаться в честности выбора ММПК для размещения поста.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы