Таможня

Сладкие речи, парализующие волю

На днях в Москве, в ММПЦ МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему «Внешнеэкономическая деятельность России и рынок трансграничных перевозок: угрозы экономике и безопасности РФ и стран ЕАЭС». Вот это да, вот это размах. Неужели всерьез взялись за дело? Правда, вначале немного смутило, что из присутствующих был только заместитель руководителя ФТС  РФ Руслан Давыдов, ни от Министерства транспорта, ни от Министерства финансов, ни от Министерства экономического развития никого не было. Вроде как про рынок перевозок речь обещалась вестись, то есть Минтранс просто обязан был присутствовать, да и про угрозы экономике России и бюджету − тут и Минфин с Минэком, пусть не в полных составах, но должны были присутствовать внушительными делегациями. Но не было.

Для затравки была представлена презентация «Риски трансграничных автомобильных перевозок в РФ, связанные с сотрудничеством с международным союзом международного транспорта (МСАТ или IRU) в сравнении со странами ЕС и СНГ». Не совсем, правда, понятно, почему в названии организации (МСАТ), вместо «автомобильного» союза указан «международный», может, опечатка, а может, и не опечатка. Докладчик - Станислав Мартюшев, представлен как финансовый аналитик  НП «АРФИ» (Некоммерческое партнерство «Альянс развития финансовых коммуникаций и отношений с инвесторами»).

Тема заманчивая. Но все по порядку, поцитатно:

«У профессиональных участников ВЭД возрастают опасения в отношении непрозрачности деятельности МСАТ и в частности непрозрачности средств, которые собирает эта организация ходе своей деятельности».

Насколько я понимаю, под российскими профессиональными участниками ВЭД могут иметься в виду: таможенные представители, УЭО, владельцы складов временного хранения, магазины беспошлинной торговли, перевозчики. Просто стало интересно, какая их этих категорий профессиональных участников ВЭД соприкасается с МСАТ, да так соприкасается, что обеспокоена непрозрачностью деятельности МСАТ? И не просто обеспокоена, а эта обеспокоенность постоянно растет.

Или может быть, так яростно навязываемая ФТС система страхового обеспечения  таможенного транзита тем же «Арсеналом» прозрачная?

Да профессиональным участникам ВЭД интересно только, чтобы товар их заказчика, то есть грузовладельца, гарантированно, в назначенное время был доставлен в указанное грузовладельцем место, а какая там деятельность у МСАТ, прозрачная или не очень, их интересует в последнюю очередь. Их даже непрозрачная деятельность ФТС не особо интересует.

Докладчик даже привел сумму в объеме 530 миллионов швейцарских франков, которую, в рамках расследуемого в Швейцарии уголовного дела, инкриминируют как нецелевое использование средств МСАТ. И что? В Швейцарии и в отношении ФИФА ведется уголовное разбирательство, кроме взяток так же и нецелевое использование средств. В своих бы российских проблемах разобраться. Вот, например, Счетная палата накануне выявила безрезультатное использование денежных средств Федеральной таможенной службой. Вот это проблема, вот о ней сейчас надо говорить, а не о том, что в Женеве проводится очередное уголовное разбирательство. Российскому профессиональному участнику ВЭД до этих женевских уголовных разбирательств какое беспокойство?

tir

Ну и, конечно же, оценки ФТС, «потери бюджета РФ могли составлять порядка 20 млрд рублей». Об этом ФТС уже года три, наверное, говорит. Но при этом не говорит, 20 млрд рублей за какой период могли составлять и почему только могли, в итоге, что не составили. И если это так, то почему ФТС до сих пор не обратилась в суд, прокуратуру, СКР? Бюджет в опасности, 20 млрд рублей утекло или утекает, а ФТС три года только что и делает, как рассказывает, правда, бездоказательно как-то рассказывает, что убытки «могли составлять». А вот это уже удар под дых бюджету, и честь и хвала ФТС, что они не просто считают, но и пытаются отслеживать потенциальные и возможные убытки бюджета. Вот, например, Счетная палата установила, что объем совокупной задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов у российских участников внешнеэкономической деятельности на 1 января 2016 года составил 44,5 млрд рублей. За год он увеличился на 539,5 млн руб., вот это я понимаю - размах. Заметьте, уже составил 44,5 млрд рублей и продолжает расти. Более того, это уже установленный факт потери бюджетом денег неэффективным администрированием, без МСАТ. Не то, что какие-то там призрачные 20 млрд рублей, которые к бюджету страны, вероятно, никак не могли иметь отношение.

«Угрозы для доходов федерального бюджета РФ – как существующие, так и вероятные в будущем».

И подтверждение этих «потенциальных угроз» бюджету приведены цифры – доля таможенных пошлин и сборов в бюджете РФ составила: 2013 год – 30,26%, 2014 год – 32,27%, 2015 год – 22,82%. Впечатляет: от трети бюджета до пятой части. Суть потенциальной угрозы – «в случае резкого падения объемов либо блокирования трансграничных грузоперевозок (например, на очередном витке ужесточения экономических санкций против РФ странами ЕС в случае отказа МСАТ сотрудничать с Россией, как это уже было с другими странами Европы) весьма вероятным представляется падение бюджетных доходов от данной сферы экономической деятельности». Вполне возможно, докладчик и не знает, а присутствующий на пресс-конференции заместитель руководителя ФТС Р.В. Давыдов не стал его перебивать, чтобы подсказать, что это именно ФТС в 2013 году в одностороннем порядке прекратила принимать книжки МДП. Более того, по всем ныне существующим автомобильным направлениям, по всем, есть альтернативные пути доставки (морским и железнодорожным).

И если предположить, что не только МСАТ, но и ЕС блокирует грузовое автомобильное движение в сторону России, с существующими объемами, при нынешних возможностях РЖД и морских линий решить эту проблему будет крайне просто. Не думаю, что сильно ошибусь, что за 2014 год доля грузов перевезенных автомобильным транспортом с применением книжек МДП превысила 10% от общего объема автомобильных перевозок в Россию.

Теперь о приведенных цифрах. Приведённые доли пошлин и сборов - это весь объем в бюджет, но автомобильный транспорт перевозит далеко не все грузы, и если отнять доли трубопроводного (около 50%), морского и речного (2%), железнодорожного (44%) и воздушного видов транспорта, то доля пошлин и платежей, взымаемых с товаров привезенных автомобильным транспортом, уже не будет выглядеть такой внушительной, не более 5-6% в названных долях, а если говорить в масштабах бюджета страны, то это будет менее 1-2%. А 2014 год вообще показательный, в этот год ФТС блокировала в одностороннем порядке прием книжек МДП. Возникли угрозы бюджету? Есть убытки? Какие они, почему о них никто не говорит? Не возникло убытков, более того, даже в тех условиях ФТС не смогла создать достойную и прозрачную альтернативу книжкам МДП. Понимаю, читая это, например, Д. Жуков (нач. ГУОТК), С. Амельянович (его зам) или даже Р. Давыдов вслух прокомментируют, «Чё, типа, самый умный!». Не самый, но позволю себе напомнить вам, господа, 2013 год, предложение группы предпринимателей сделать в качестве пилотного, например, на МАПП Торфяновка, проект «электронного транзита». Или 2014 год, уже другая группа предлагала свою помощь в разработке и внедрении «Таможенного транзита ТС». Что вы тогда сказали? Вот то-то. А сейчас МСАТ – угроза для страны. А что тогда  не угроза?

«Риски обеспечения безопасности внешнеэкономической деятельности РФ ввиду санкций и риски обеспечения сохранности информации».

Опасная угроза, особенно ввиду существующих санкций. И как показали последние два года жизни в условиях санкций, даже с партнерами по ТС не получается договориться, что для РФ санкции, то для Белоруссии, например, возможность поправить бюджет.

«Крупной угрозой национальной безопасности РФ является возможное раскрытие информации о международных перевозках российских компаний, перевозящих грузы военного назначения в МСАТ».

Если российская компания использует книжку МДП, то она, как минимум, ввозит товар в РФ из-за границы,  какую секретность тут имели в виду авторы, остается загадкой, или может быть, используя страховую гарантию СК Арсеналъ, можно импортировать товар, заменив в документах название? А еще есть дозволы, страховки и другие международные транспортные документы, в которых указывается наименование груза. Да и как груз военного назначения везти, например, по ЕС, в режиме секретности?

«Влияние зависимости МСАТ на потребителей вследствие непроизводительных затрат участников ВЭД, «вторичного рынка» книжек МДП». И еще много страшного про МСАТ и опасности сотрудничества с МСАТ есть в презентации.

Слушал, а потом читал внимательно до самого конца. Ну, думаю, точно, где-то должны рассказать про транзитный потенциал РФ, про то, что безумно расточительно и глупо не зарабатывать на таких территориях, пропуская транзит из Европы в Азию и обратно. Ну и самое главное, точно будет предложена альтернатива МСАТ. Потому как, раз МСАТ непрозрачно, плохо и опасно, надо что-то срочно сделать и запустить свое, российское или в рамках ЕАЭС, обеспечивающее транзит, которое будет в отличие от МСАТ прозрачнее, понятнее, надежнее, безопаснее, дешевле. Не случилось. Не прозвучало, не назвали, не обозначили, не презентовали.

Вывод у меня сложился однозначный: вся эта страшилка была направлена исключительно кого-то напугать. МСАТ эти пугания, как я понимаю, не интересны. Участника ВЭД, а особенно российского участника, и более страшными вещами пытались напугать, у него иммунитет, он уже ничего не боится. Так кого пугали МСАТом, и не задешево пугали? Получается единственный вариант, что таким образом информировали швейцарскую прокуратуру, которая сейчас ведет уголовное разбирательство по МСАТ.

Оставалась одна надежда на выступление заместителя руководителя ФТС Р.В. Давыдова.

Руслан Валентинович рассказал про большую интеграцию ЕАЭС, про китайский «шелковый путь», про «зеленые коридоры» для добросовестных участников ВЭД, про то, что ФТС работает над тем, чтобы обеспечить упрощенный транзит по транспортным коридорам «Приморье 1» и «Приморье 2», и даже о том, что вопросы обеспечения транзита в ФТС стоят в приоритете. Про риски сотрудничества МСАТ. Итог выступления: МСАТ – это угрозы и риски. Что можно предположить в качестве альтернативы МСАТ? Все свелось к обещаниям и рассуждению, что вот что-то разрабатывается, что есть проблемы, и что даже с 11 ноября 2015 года с Белоруссией проводится совместный эксперимент по так называемому «электронному обеспечению транзита», видимо, имелся в виду обмен гарантиями обеспечения транзита СК Арсеналъ посредством факса. Но и Руслан Валентинович без страха и упрека отметил, что сегодня у стран участниц ЕАЭС нет общего понимания по возможному единому гаранту обеспечению транзита. Но это только про транзит в пределах территории ТС, внутренний транзит, так называемая «доставка», а что с международным транзитом? Увы, ничего, видимо, есть один единственный альтернативный вариант МСАТ, это объезжать территорию ТС.

Немного удивило выступление представителя Латвийской ассоциации транспортного развития Владимира Звонорева. Он выступил с докладом «МСАТ – инструмент монопольного воздействия на автоперевозчиков». Высказал согласие с ранее выступающими о непрозрачности использования средств МСАТ и очень похвалил ФТС за «перспективную технологию с элементами ноу-хау», систему страхового обеспечения  таможенного транзита СК Арсеналъ.

В своем выступлении профессор МГИМО (У) МИД РФ Алексей Тебекин, научный руководитель исследования «МСАТ зависимости», подчеркнул, что содержание исследования «МСАТ зависимости» не должно рассматриваться как установление фактов либо оценка деятельности МСАТ. Выводы экспертов АРФИ носят вероятностный характер, а все данные получены из открытых источников.

«Чем меньше уровень экономической свободы в стране, тем выше зависимость ВЭД от монополий, в данном случае МСАТ».

Браво, профессор, можно я себе налью? Шикарный вывод, но почему только про монополию МСАТ… Можно подумать, МСАТ это единственная организация, которая оказывает «монопольное воздействие», а продвигаемый ФТС проект страхового обеспечения транзита СК Арсеналъ, он, конечно же, результат открытой и здоровой конкуренции. Про РОСТЭК, наверное, не стоит уже писать…

«Отказ от книжек МДП и переход к системе, обеспечивающей должную собираемость таможенных платежей за счет совершенствования услуг в ЕТП, позволит за счет диверсификации, это и банковские гарантии, поручительство, залог имущества и денежные средства, и за счет унификации и гармонизации с аналогичными подходами, в том числе и ЕС, которые используются, повысить существенно эффективность деятельности». Всё, вопрос можно закрывать. Всё понятно, надо отказаться от книжек МДП. А дальше что? А дальше, а дальше будет видно, но потом…

Как-то стало складываться, что есть МСАТ – вероятно, угроза и риск для бюджета и безопасности России. Вероятно. Но зачем ФТС, а я почему-то склонен думать, что именно ФТС заказчик данного мероприятия, подняла такой очень неудобный для нее самой вопрос.

Альтернативу МСАТ сегодня ФТС предложить не может. Когда такая система обеспечения транзита, альтернативная книжкам МДП, может появиться в ЕАЭС, не знает никто, это зависит, по мнению Руслана Валентиновича, от политической воли, глав государств стран-участниц ТС.

Проблемы с транзитом через территории РФ только растут. Из последних: решение Казахстана объезжать Россию при поставках товаров из Украины и через Украину. ФТС их решить не может и пока, похоже, даже не знает как.

ФТС не устраивает Конвенция МДП, ну так меняйте ее, ну или выходите из нее. А так получилось, что в свете проблем самой ФТС, как в таможенном администрировании в целом, так и в обеспечении транзита в частности, искать решение проблемы, в данном случае в МСАТ, ну как-то неправильно и контрпродуктивно…

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы