Экономика

Подводные камни бизнеса по-китайски: в России и с Россией

Российские власти объявили Китай стратегическим партнёром России во внешней политике. Уже принято соглашение о сотрудничестве и о размещении на Дальнем Востоке китайских мощностей. По словам экспертов, Россия вряд ли станет полноправным партнёром Китая: китайская сторона больше заинтересована в России как в производственной площадке и потенциальном покупателе. Эксперты и предприниматели рассказывают о некоторых перспективах и рисках работы с Китаем.

Сырьевой придаток

Китай воспринимает Россию как ближайшую сырьевую скважину и производителя природных ресурсов на глобальном рынке сбыта, считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова

– Китай никогда не скрывал того, что внешнюю политику строит, исходя из своих экономических интересов, а также стремления захватить новые рынки. Так работает любая крупная держава – США, ЕС, РФ, КНДР. Сейчас эта страна в производстве переходит от количества к качеству, к тому же у неё достаточно свободного капитала, который она инвестирует по всему миру, прочнее завязывая торговые связи», – объясняет аналитик.

Что касается сотрудничества с Россией, то китайский бизнес готов инвестировать в российскую инфраструктуру, но осторожно и тщательно просчитывая риски. По мнению Анны Бодровой, наши восточные соседи отдают предпочтение таким секторам, как газотранспортная структура, логистические цепи, трубопроводы и энергомосты. Российское правительство возлагало надежды на сотрудничество с Китаем в банковском секторе, эти перспективы активно обсуждали несколько лет назад, но сегодня ясно, что они утеряны.

– Российский банковский сектор им не интересен: он слабо развит, непрозрачен, закоррумпирован и забюрократизирован. Наши банки работать не желают – это ни для кого не секрет. Они хотят получать прибыль на долгосрочных ипотечных, потребительских кредитах, где ставка огромная, а риски минимальные, – поясняет Анна Бодрова.

Изучать их и лоббировать свои интересы

Тем не менее, деловые связи расширяются. Это крупнейший в мире экспортёр, который предлагает широкий ассортимент товаров, у него огромный выбор поставщиков (более миллиона), налажены каналы доставки, развиты логистические сети и нет санкционных ограничений – перечисляет преимущества китайского партнёрства представитель ТПП Ростовской области в Китае Артур Гадзиев.

Подвох лишь в том, что китайские партнёры работают только в своих интересах – и нередко за счёт других интересов, рассказывают предприниматели, работающие с Китаем.

Руководитель ростовской компании по продаже и производству сельхозтехники ООО «Бизон Юг» Сергей Суховенко проработал с партнёрами из КНДР 10 лет. По его словам, «китайский стиль» работы проявляется в деталях, мелких, но важных. Например, предприниматель неоднократно сталкивался с тем, что «у людей восточных не всегда совпадает то, что они говорят с тем, что думают и делают».

– Могут, к примеру, договориться, что на следующей неделе подпишут договор. Присылают протокол встречи, мы им – свой, они готовят проект, но неделя затягивается на месяц-два. При отправке товара тоже возможны задержки, причины разные: то шторм на море (не понятно, каком), то забастовка французских докеров, то неожиданно китайский Новый год, – с улыбкой говорит глава ООО «Бизон Юг».

У компании «Бизон Юг» в Китае находится небольшое производство, постоянный партнёр в Китае только один, остальных поставщиков приходится часто менять – хитрят. Бывало и такое: «новичок» делает первую партию, приходит товар надлежащего качества, а когда заказывают промышленную, то качество ухудшается. К примеру, за счёт того, что к современным материалам, из которых изготавливается оборудование и детали, добавляют устаревший неликвид. При этом, чем больше партий, тем хуже качество.

– Поэтому за ними нужен глаз да глаз, – говорит предприниматель.

Об этом же говорит и другой предприниматель, гендиректор ООО «Энергоальтернатива» Валерий Щурин, который сейчас ищет китайских партнёров для совместного ведения бизнеса в Ростовской области.

– За ними нужен постоянный контроль, – делится своими наблюдениями ростовский бизнесмен. – Я провёл два года на Дальнем Востоке и прекрасно знаю, как они выстраивают свою работу.

Валерий Щурин рассчитывает именно на совместное ведение бизнеса с китайскими партнёрами: просто сдавать свои площадки в аренду или продавать их китайцам он не намерен.

Внимание ко всему и всегда

В основном российские предприниматели, за исключением тех, кто находится на Дальнем Востоке, работают с китайцами удалённо. Но проверять будущего партнёра представитель ТПП Ростовской области в Китае Артур Гадзиев советует всё же лично: можно принять участие в тематической выставке или посетить фабрику.

А сделав запрос свидетельства о регистрации, можно понять, с кем имеешь дело: если в нём указана «торговая деятельность», это посредник, и он запросит дополнительные проценты. Если его деятельность обозначена как «производство», то можно вести переговоры, объясняет эксперт.

– Вся ценовая информация на сайтах производителя не финальная, это – ориентир. Там может быть, условно, сказано о продаже тефлоновой сковороды за 5 рублей при условии покупки от 10 штук. Но потом может выясниться, что это не тефлон или тефаль, а алюминий и стоит 10 рублей при минимальной партии от миллиона штук. Лучше все переговоры вести очно: традиционно они проводятся за обеденным столом, – говорит Артур Гадзиев.

К оформлению документов он советует отнестись с особой тщательностью:  расписать всё максимально подробно, из чего сделан товар, каким способом, все его параметры, иначе китайские партнёры могут что-нибудь изменить. Подробно расписать условия поставки, сроки и способы оплаты, а также санкции на случай нарушений. Мало кто знает и о таких нюансах – название компании у китайцев указывается только иероглифами.

– У нас не было судебных тяжб, но сталкивались с такими их хитростями: контракт на двух языках – английском и китайском. В английской версии срок поставки – 30 дней, в китайской – 90, на латинице прописано, что спорные вопросы рассматривает арбитражный суд, иероглифами – Шанхайский народный суд. Думали, что мы не переведём, – рассказывает предприниматель Сергей Суховенко.

Восток – дело тонкое, а в отношении Китая ещё и специфичное. По мнению бизнесмена Валерия Щурина, нужно изучать китайские традиции, менталитет, язык, бизнес-культуру, чтобы успешно работать с Китаем.

– Если этого не сделаем, будем инструментом в реализации чьих-то идей на своей территории, – предупреждает он.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы