Общество

Гражданские активисты проверяют последствия «палочной системы»

Отказаться от «палочной системы» в полиции, реагировать на все заявления граждан и разрешить фотографировать в отделениях. Российские активисты и правозащитники пытаются всеми способами заставить полицию защищать интересы граждан, а не государства. Корреспондент ПРОВЭД вместе «Объединённой группой общественного наблюдения» «проинспектировал» один из отделов полиции Санкт-Петербурга в поисках нарушений. Тотальные проверки активистов пройдут в 27 субъектах России.

Тотальные проверки

Поход в 21 отдел полиции Калининского района – это только начало. Таких проверок будет ещё много, они растянутся до конца лета и коснутся не только отделов полиции. Проверять также будут отделы полиции на транспорте, дорожно-патрульные службы, работу участковых и телефонов доверия. Проверки коснутся не только города на Неве: всего под раздачу попали 30 субъектов страны, в том числе Москва и Татарстан.

Гражданскую инспекцию организовала «Объединённая группа общественного наблюдения» (ОГОН), которая была создана в 2012 году – на волне протестной активности. Активисты движения решили взять на общественный контроль работу государственных органов, в первую очередь, в конфликтных ситуациях – на публичных акциях, в судах и при взаимодействии полиции с гражданами.

Инспекция 21 отдела полиции была согласована с МВД, отделы были предупреждены о проверке. Начальник отдела майор Вячеслав Андреев был подчеркнуто вежлив с активистами и подробно отвечал на все вопросы проверяющих, но не позволил фотографировать процесс, сославшись на то, что это «режимный объект».

В ходе инспекции активисты зафиксировали, что в отделе есть КПП, проход через который осуществляется только по пропускам или в сопровождении полицейского. Проверяющие, в частности, отметили, что в отделе нет рамки металлоискателя, парковка возле здания рассчитана только на сотрудников внутренних дел. В штатном расписании отдела нет психолога, который часто бывает нужен во время различных конфликтных ситуаций. Кроме того, в 21 отделе, как и у большинства других, нет собственного сайта. При этом поиск нужной информации через сайт ГУМВД может быть затруднен. Вячеслав Андреев отметил, что отдел четыре раза в год отчитывается перед населением о проделанной работе, на каждую такую встречу приходит около 10 жителей района.

Всю полученную информацию активисты занесли в специальные протоколы осмотров. После того, как информация будет проанализирована, будет сделан вывод о доступности отдела.

Пороки «палочной системы»

Увы, достаточно благостная картина, которая складывается при первом знакомстве с полицией, не вполне соответствует реальному положению дел. Доверие граждан к правоохранителям находится на крайне низком уровне – полиция воспринимается как источник опасности, а не защиты. Одна из причин этого – хроническое нежелание сотрудников принимать заявления граждан, в первую очередь, касательно сравнительно небольших правонарушений.

«Сейчас из 11-12 миллионов сообщений о происшествиях, большую часть которых проверяют участковые уполномоченные, только 2-2,4 миллиона становятся уголовными делами, которыми занимаются следователи и дознаватели», – сообщается на сайте проекта Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция».

Главная причина нежелания полицейских заниматься проблемами граждан является пресловутая «палочная система» – система отчётности, при которой учитываются число раскрытых или предотвращенных преступлений за определенный промежуток времени. Она подразумевает, что полицейские должны, отчитываясь перед своим начальством, сообщать о своих хороших показателях.

В самой полиции «палочная система» также вызывает определенное отторжение. Последним, самым нашумевшим и экстравагантным примером протеста против неё стал о видео с полуэротическим танцем сотрудницы УВД на московском метрополитене. На видео девушка не только танцует в легинсах и красных туфлях на шпильке, но и призывает полицейских вступать в профсоюз для борьбы с существующей системой отчетности. В отношении неё уже начата проверка.

Из-за «палочной системы» полицейские абсолютно не заинтересованы в приёме заявлений, так как они будут портить им статистику, отмечает Елена Шахова, председатель общественной организации «Гражданский Контроль».

– Например, в английском языке есть два разных понятия «полицейские силы» и «полицейская служба». А вот в России это почти исключительно силы, а не служба, полицейские практически не помнят, что призваны оказывать населению услуги, – отмечает правозащитница.

Елена Шахова напоминает, что, по закону, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан и для обеспечения общественной безопасности, и лишь во вторую очередь и в пределах своих полномочий – для содействия органам государственной власти.

– А у нас все перевернуто с ног на голову. Полиция, в первую очередь, служит государству, и лишь потом – людям. В нашей системе на интересы граждан плюют, – заявляет правозащитница.

Она называет внутриведомственные приказы, запрещающие съёмку внутри участков, незаконными. Альтернативой «палочной системы», с её точки зрения, мог бы стать принципиально более масштабный общественный контроль работы полиции, вплоть до выборности высших полицейских должностей, как это происходит, например, в США.

Заявление по горячим следам

С Еленой Шаховой во многом согласен и волонтёр «Открытой полиции» Александр Передрук. Он привел наиболее типичные ситуации, при которых люди массово сталкиваются с невниманием сотрудников правопорядка.

– Когда люди понимают, что кто-то из близких пропал без вести, они, как правило, сразу идут в полицию. Это совершенно правильно, так как в первые часы после исчезновения человека сохраняется максимальная вероятность найти его живым. Полицейские же надеются, что ситуация решится сама собой и человек просто запил или уехал, не предупредив. Правоохранители хронически не хотят принимать заявления о причинении ущерба автомобилям, просто выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя до этого нужно было провести проверку: поговорить со свидетелями и осмотреть машину. Им легче всего этого не делать. Трагическая ситуация и с бытовым насилием. Полицейские отказываются принимать заявление и отвечают вроде «сейчас поссорились, а потом – помирятся». Хотя именно из-за таких ситуаций возникают гораздо более тяжелые последствия, – рассказал активист.

Нельзя фотографировать? Снимайте на телефон

Ещё одна распространенный повод для отказов – когда человек передает заявление не в «свой» отдел полиции, хотя, по закону, отказывать ему не имеют права и должны принять в первом попавшемся. Незаконный отказ ведёт к проволочкам, которые снижают вероятность раскрыть преступление. Схоже реагируют полицейские при мелких кражах и проблемах с соседями.

– Одна из главных причин такого поведения полицейских – низкая правовая осознанность граждан. Любой человек, который хоть немного знаком со своими правами, может добиться того, чтобы его заявление приняли. Можно просто снимать происходящее на мобильный телефон. Ссылки на то, что внутри полиции нельзя снимать – незаконны. Деятельность полиции является открытой и гласной. Все, что должно быть в отделе скрыто от посторонних глаз – и так скрыто в сейфах. Все объявления, запрещающие снимать, существуют, по большей части, для запугивания, – отмечает Александр Передрук.

Активисты признают, что методами гражданского контроля радикально исправить работу полиции на данном этапе нельзя, так как это, в значительной степени, политическая проблема. Тем не менее, большой объём накопленных в результате инспекций объективных сведений поможет реформам будущих лет.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы