Экономика

Российское программное обеспечение постепенно завоевывает мир

Поставщики IT-услуг и производители программного обеспечения (ПО) пострадали от кризиса намного меньше, чем представители многих других отраслей. Несмотря на общее падение оборота в прошлом году, девальвация рубля укрепило экспортный потенциал IT-компаний. Так, в прошлом году экспорт производителей ПО из Петербурга вырос на 15%, в этом году ожидается такой же рост. 

Вместе с тем, у сравнительно небольших компаний с оборотом менее $5 млн продажи упали на 30%. Нужно отметить, что показатель изменения совокупного оборота по Петербургу намного лучше, чем в целом по России, где произошло падение примерно 10%. При этом тем динамика экспорта ПО из Петербурга примерно такая же, как в общем по стране.

«Сервисные компании росли чуть быстрее. Зарубежные продажи у них увеличились на 22%. Это, скорее всего, связано с тем, что их конкурентоспособность на мировом рынке резко возросла из-за сильного падения курса рубля по отношению к доллару и большинству других валют. Обесценение рубля автоматически снизило долларовые зарплаты почти в 1,6 раза в сравнении с 2014 г. Рублевые зарплаты повысились (для экспортеров примерно на 15-20%), но в долларах они  снизились примерно на 30%», − рассказал Дмитрий Желвицкий, аналитик некоммерческого партнерства «Руссофт», которое объединяет 94 российских разработчиков ПО.

У разработчиков программных продуктов показатели несколько хуже. Совокупные зарубежные продажи возросли на 19%, но такой рост обеспечили лишь 3-4 крупнейших компаний. Если их данные не учитывать, то вместо роста можно увидеть небольшое снижение.

Лидеры рынка

По оценке Дмитрия Желвицкого, одной из самых успешных петербургских компаний отрасли является ТРАНЗАС (судовые и авиационные тренажеры на базе собственного ПО, системы управления движения судов, электронные карты). Компания не раскрывает оборот и зарубежные продажи, но известно,  что ей достались несколько крупных знаковых иностранных заказов, в результате чего ее экспорт составляет не менее $100 млн.

itРоссийской IT-отрасли поможет только экспортЕще одна петербургская компания, JetBrains, занимающаяся разработкой инструментов программирования,  значительно увеличила как штат сотрудников (не менее чем на 10-20%), так и количество пользователей ее решений. Рублевая выручка компании составляет только около 1% прибыли, а основной доход она получает за рубежом. Оборот фирмы составляет десятки миллионов долларов.

Согласно рейтингу CNews, оборот компании «Петер-Сервис» (производитель продуктов для телекоммуникационной отрасли) в рублевом выражении вырос на 105%. В долларах он достиг $115 млн. При этом интересно, что компания преимущественно ориентирована на рынок России и СНГ, которые не росли.

Оборот Veeam (компания разрабатывает системы резервного копирования и ориентирована на мировой рынок) в последние годы растет на десятки процентов, в 2015 году рост составил 22%. В результате годовая выручка достигла $474 млн.

DataArt, создающая заказное ПО, наращивает оборот в последние 2 года. В 2015 г. рост составил 31% в долларовом выражении и достиг $71 млн. У компании несколько удаленных центров разработки, часть которых находится в Украине, а в Петербурге располагается основная производственная площадка и руководство компании.

Одной из самых известных IT-компаний Петербурга является производитель систем машинного перевода PROMT, которой уже 25 лет.

«Около 50% наших продуктов  мы продаем в Россию и страны СНГ. Еще почти 50% идет на экспорт, и эта доля растет как из-за колебаний курса рубля, так и из-за того, что в условиях современной экономики мы очень заинтересованы в расширении нашего присутствия на зарубежных рынках. В частности, уже больше 16 лет мы присутствуем на рынке Франции, у нас есть партнер, который занимается продвижением нашего программного обеспечения во франкоязычных странах  в корпоративном секторе. В 2004 г в Германии мы открыли дочернюю компанию -  PROMT GmbH. Кроме того, мы стремимся расширить наше присутствие на азиатских рынках. Два года назад у нас появился партнер в Японии, есть партнеры в Индии, Китае. Чтобы расширить свое присутствие  на азиатском рынке, мы выпускаем продукты  для перевода с китайского, корейского, японского, турецкого на русский и английский. Работаем с Латинской Америкой, в частности с Бразилией», − сообщила Юлия Епифанцева, директор по развитию бизнеса компании PROMT.

Епифанцева отмечает, что в сегменте B2B в России у компании нет конкурентов, а на мировом рынке она заметный игрок.

«В конкурсе, который проводится ежегодно в рамках семинара по статистическому машинному переводу под эгидой Ассоциации компьютерной лингвистики (ACL), уже три года подряд эксперты признают технологии PROMT лучшими для перевода с английского на русский. Можно сказать, что для перевода с русского и на русский у нас мало конкурентов, но, разумеется, когда речь идет о переводе на другие языки, то есть много сильных игроков. Что касается сферы B2C, то конкурентов здесь особенно много, в первую очередь Google.

Сегодня многие пользователи привыкли к тому, что есть бесплатные сервисы перевода, автоматический перевод интегрирован в поисковики. Пользователь привык, что автоматический перевод должен быть доступным и полностью бесплатным.

В B2B ситуация иная, там важны такие  аспекты, как качество перевода (его настройка под конкретную задачу), конфиденциальность, интеграция функций перевода в корпоративную рабочую среду для повышения эффективности», − сообщила она.

Государственное регулирование

Есть расхожее мнение, что одной из основных проблем отрасли являются неуклюжие попытки государства ее регулировать, но Дмитрий Желвицкий не вполне согласен с этой точкой зрения.

«По большому счету, действий государства, которые бы мешали всей отрасли – нет, можно говорить лишь об узком круге предприятий, которых касаются какие-то решения. Больше мешает недостаточная поддержка по ряду направлений. Важней всего предоставление льгот по страховым взносам (59% опрошенных компаний считает, что для них эта льгота имеет высокую значимость). До 2017 года эти льготы пока сохраняются. На втором месте − бюрократические и административные барьеры. Можно сказать, что эти барьеры больше всего мешают.

Однако часто опрошенные компании судят об этом по распространенным стереотипам и по сообщениям в прессе, не имея опыта частого общения с госструктурами.

Например, во время прежних опросов значительное количество компаний считали, что процесс аккредитации в Минкомсвязи является сложным для них. Однако массовая аккредитация свидетельствует, что процесс для большинства компаний  сложным не оказался. Ситуация с этими барьерами постепенно улучшается, но они по-прежнему существуют», - сообщил Дмитрий Желвицкий. 

Гораздо пессимистичней оценивает усилия правительства Юлия Епифанцева:

 «Текущую политику государства, нацеленную на импортозамещение в ПО, мы расцениваем как нереалистичную.

В современном мире импортозамещение в IT в отдельно взятой стране совершенно невозможно ни технологически, ни с финансовой точки зрения.

IT является транснациональной отраслью, где компании из разных стран сравнивают себя с конкурентами, изучают и интегрируют чужие технологии. Чтобы продукт жил и развивался для любой компании очень важно количество внедрений. А российский рынок очень мал. И дело даже не в пиратстве, так как для ПО, направленного на бизнес, это сейчас не самая острая проблема, российский рынок мал сам по себе. Присутствие на рынке только одной страны не помогает продуктам развиваться, только конкуренция помогает выйти на новый уровень развития», - считает она.

В любом случае, по мнению экспертов у создателей отечественного программного обеспечения остаются отличные перспективы для роста. Экспорт ПО вырос с $345 млн в 2002 г. до $6,3 млрд в 2014 г. По мнению Желвицкого, все предпосылки для сохранения темпов роста есть. По итогам 2018 года зарубежные продажи российских разработчиков могут достичь примерно $8 млрд. Тормозом может стать отмена льгот по единому социальному налогу, который снизит конкурентоспособность аутсорсинговых компаний, обеспечивавших основной прирост в текущем году.

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы