Из России с любовью: какие отечественные бренды популярны за рубежом
Мы живем в эпоху глобализации, а потому обилие иностранных брендов на прилавках магазинов и на улицах города уже давно никого не удивляет. Однако есть и российские товары, добившиеся успеха за границей.
Автомат Калашникова
Культовое стрелковое оружие попало в книгу рекордов Гиннеса как самое распространенное в мире. АК состоит на вооружении 50 иностранных армий, а общее количество выпущенных экземпляров составляет более 70 млн. Ближайший конкурент Калашникова – американская винтовка М16, принятая на вооружении 27 стран, общее количество выпуска этой модели составляет около 8 млн штук. Автомат Калашникова настолько плотно вошел в жизнь, что даже стал частью культуры: легендарное оружие изображено на флагах и гербах ряда стран третьего мира, а имя «Калаш» дают детям в некоторых регионах Африки.
Kaspersky
Лаборатория Касперского входит в четверку крупнейших компаний-производителей антивирусных программ в мире. Программное обеспечение под этой торговой маркой выбрали порядка 400 млн пользователей и 270 тыс. фирм. Офисы компании открыты более чем в 30 странах мира, а география продаж охватывает около 200 стран. На Западе «Лаборатория Касперского» стала известна в широких кругах в 2010-2012 гг. благодаря обезвреживанию вредоносных программ, с помощью которых были атакованы правительственные и промышленные объекты в странах Ближнего Востока. За эти заслуги основатель компании Евгений Касперский попал в список 15 самых опасных людей планеты, подготовленный американским журналом Wired. Наш соотечественник занял в этом рейтинге восьмое место. Кстати образ основателя компании иногда использовался для продвижения бренда. Например, в ряде стран Востока антивирус позиционировался как ПО «от бывшего сотрудника КГБ». Успех был огромным: связи с КГБ воспринимались как знак качества.
Dr. Web
Еще одним известным продуктом по защите от кибератак является Dr. Web. Компания «Доктор Веб» располагает 6-ю зарубежными офисами: в Казахстане, Украине, Франции, Германии, Китае и Японии. Особой популярностью пользуются, разумеется, бесплатные продукты. Так, например, антивирус для мобильных устройств под управлением ОС Android Dr.Web Light был установлен почти 100 миллионов раз только через Google Play. Популярность компании приносит и работа по обнаружению новых киберугроз, таких как, например, крупнейшей ботнет-эпидемии компьютеров с ОС Mac, поразившей в 2012 году более 650 тыс. машин, в основном на территории США и Канады.
ABBYY
Компания ABBYY работает в области распознавания данных и искусственного интеллекта. Наибольшую известность фирме принесли такие программы, как FineReader и Lingvo. Первая используется для распознавания pdf-файлов, а вторая представляет собой многоязычный электронный словарь. ПО ABBYY эксплуатируют свыше 40 млн пользователей в более чем 200 странах. Кроме того, компания имеет офисы в 13 странах мира.
«Столичная»
Водка «Столичная» стала поставляться на экспорт еще в 70-х гг. прошлого века. Однако в лихие 90-е права на торговую марку оказались в руках международной компании SPI Group Юрия Шефлера. После многолетних судебных тяжб ФКП «Союзплодимпорт» удалось вернуть права на продажу водки примерно в 30 странах, однако около 20 рынков, включая США, Канаду, Австралию, Великобританию, Швейцарию, остаются под контролем SPI Group. Хотя стоит отметить, что зарубежная тезка намного более «продвинутая»: у нее около двух десятков вкусов (от персиковой и карамельной до перцовой), а имя давно сократилось до лаконичного Stoli.
«Русский Стандарт»
Еще одна водка, «Русский Стандарт», изначально создавалась с ориентацией на экспортный рынок, поэтому ее доля в российском сегменте не очень велика. Водка поставляется в 80 зарубежных стран; важнейшими рынками являются США, Великобритания, Германия, Франция.
«Балтика»
Если водка чуть ли не национальный продукт и его популярность за рубежом удивление вызывать не должна, то с пивом ситуация обстоит иначе. До поры до времени отечественное пиво западному потребителю известно не было. Однако ситуация меняется. Теперь пиво «Балтика» можно купить у основных зарубежных продуктовых ритейлеров, а сам хмельной напиток экспортируется в 75 стран мира. Кроме того в 5 странах налажено лицензионное производство. Компания экспортирует всю линейку сортов «Балтики», но основная доля принадлежит, разумеется, «семёрке». Также пивоваренная компания производит сорта, разработанные специально на экспорт с учетом вкусов местных потребителей.
КАМАЗ
Надежный и простой в эксплуатации грузовик из Набережных Челнов, неоднократный победитель ралли «Дакар» продается более чем в 40 странах мира. Завод-производитель осуществляет поставку как готовых транспортных средств, так и комплектов для последующей лицензионной сборки. Сборочное производство КАМАЗов налажено в Казахстане, Индии, Литве, Азербайджане и Эфиопии. Сам завод занимает 14 место в мире по объему производства тяжелой грузовой техники.
Автомобили КАМАЗ производятся в двух исполнениях: «Умеренное» и «Тропическое». Первое предназначено для стран с теплым летом и холодной зимой, второе – для южных стран с жарким и влажным климатом. Для тропического исполнения характерны большая влагозащищённость электрической системы автомобиля и повышенная коррозионная стойкость кузова. Но при этом отсутствуют элементы обогрева узлов, топливных фильтров, зеркал, усиленная термоизоляция кабины и пр.
Гришко
Всем известны культурные символы России − классический балет и Большой театр. Однако отечественные успехи в театральной сфере этим не исчерпываются. Московская фирма «Гришко» входит в число мировых лидеров по производству обуви и одежды для танцев. Продукция компании продается более чем в 70 странах мира на пяти континентах. В обуви и одежде от «Гришко» выступают балерины ведущих мировых театров.
Однако путь к успеху не был простым: многие производители работают в этом бизнесе уже больше ста лет, тогда как «Гришко» нет еще и 30. Пробиться на зарубежный рынок помогли реклама в популярных тематических журналах, участие в международных выставках и спонсирование балетных конкурсов.