Таможня

Импортеры подают в таможню липу, таможне всё равно

Таможенники иной раз требуют ворох документов при оформлении импорта товаров, а уж если началась доппроверка – мама не горюй. Марафон ужаса усилился после выхода приказа № 280, известного как «ниже риска не выпускать». При проведении дополнительной проверки таможенной стоимости инспектор может затребовать  документы, ранее не предоставленные импортером. И ничего, что последний, вполне вероятно, предоставит «липу»: импортер (брокер) ваяет желанные документы в фотошопе, таможня делает вид, что всё в порядке. Стоимость, правда, оставляет всё свою же, рисковую, ведь ответ известен заранее – идите в суд.

С переходом на мало-мальски электронный документооборот таможня, однако, сохранила традиции требовать всё, что может хотя бы косвенно относиться к сделке. Если инвойса для подтверждения таможенной стоимости таможне недостаточно, при проведении доппроверки она запросит прайс-лист, суть которого и требования к которому не закреплены нормами законодательства ЕАЭС. Прайс-листы на доппроверке запрашивались и до «ниже риска не выпускать», но тогда у импортеров было намного больше шансов провезти товар по своей цене. Сейчас же порядка 80-90% (по результатам нашего опроса) партий подвергаются КТС. «Состряпать» прайс-лист в графическом редакторе – дело десяти минут, кроме того, не у всех компаний в принципе есть в документообороте прайс-лист. Найти печати, присобачить, и готово. Надо думать, что в таможне работают неглупые люди, такую технику составления прайс-листов знают. Одни делают вид, что документы настоящие – «мамой клянусь», другие притворяются, что верят. Ведь в конечном счете прайс-лист не меняет решение таможни по стоимости.

Бывает, что для подтверждения кода ТН ВЭД таможня интересуется «секретом фирмы» − описанием технологического процесса производства товара. Вы вот у Coca-Cola, чей технологический процесс давно оброс мифами и продолжает это делать, спросили бы ещё.

dokazКак доказать таможне стоимость товара?«Относительно недавно обнаружил функцию по прямому преобразованию вордовских и эксель-файлов в PDF без необходимости распечатки и сканирования. Насколько же это упрощает жизнь. Раньше ты распечатывал документ на ЧБ принтере, потом сканировал это, и вид получался уже не тот. Все какое-то жалкое, черно-белое. А сейчас скомпоновал документ, добавил синих печатей на любой вкус, подписей, получите, б***ь, подавитесь. Что вам хочется, прайс-лист изготовителя? Нате б**. Письмо с описанием технологического процесса? Да и п***й, что ни один нормальный производитель не даст описания тех. процесса. Н*****ь. Сам напишу. Нате вам. Мало печатей? Вот еще парочка», − пишет в своём блоге доведенный до точки кипения импортер, уверяющий, что помимо 2 млн, внесенных в обеспечение уплаты таможенных платежей, таможенный орган хочет получить ещё 400 тысяч. Работает импортер не первый год и всё преимущественно с одной категорией товаров.

Брокеры, чтобы не напрягать своего клиента лишними запросами и вопросами о документах, подряжаются сами верстать и договора купли-продажи (которые с осени перестали быть обязательными), и коносаменты, если груз приехал морем, и сертификаты соответствия. Правда, тут уже вопрос принятия таможней таких документов находится в зависимости от степени проплаченности. Очевидно, что практика подделок появилась не вчера, и даже не с введением электронного обмена документами.

На таможенных форумах пишут о том, что и инвойсы – по сути, основной документ, подтверждающий стоимость товара, − подделываются иными умельцами в фотошопе. Но если уж импортер попадается на попытке занижения таможенной стоимости с подтасовкой документов, уголовного дела не миновать.

Не может быть такого, чтобы таможня была не в курсе, где и как стряпаются документы для доппроверки – таможня всё-таки насквозь автоматизированно-компьютеризированная. Просто, по сути, дополнительные документы ей и не нужны: импортера надо помурыжить подольше, чтобы деньги подольше задерживались на счетах таможни. И вместо того, чтобы налаживать эффективную работу системы управления рисками, призванную не раздевать импортеров до нитки, а бороться с контрабандой, реальным уклонением от уплаты таможенных платежей, с завышением таможенной стоимости, с выводом денег за рубеж, таможенные органы страдают сами знаете чем. Наполнением бюджета из последних сил, в смысле.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы