Экономика

Как экспортировать говядину, когда самим не хватает?

Глава Минсельхоза Александр Ткачёв ставит задачу поставлять мясо в страны арабско-азиатского региона: ОАЭ, Саудовскую Аравию, Иран, Ирак, Марокко, Кувейт, Пакистан, Египет, Китай. В КНДР, как сообщил министр на международной выставке «SIAL China», первые экспортные партии отправят уже во второй половине 2016 года. Это при том, что в России ежегодно снижается поголовье КРС.

Основные регионы, которые занимаются производством говядины в России – Приволжский, Южный и Сибирский федеральные округа. На их долю приходится около 70% производства всей продукции. Но даже один из ведущих, южный регион, снижает темпы производства. Так, в Ростовской области за последний год мясное стадо уменьшилось на 3,2% (почти 20 тысяч голов КРС), молочное на 1,5%.

Где брать — самим не хватает

По данным Росстата, в январе этого года в стране насчитывалось 19 млн голов крупного рогатого скота, это почти в полтора раза меньше, чем в январе 2015- го. В последние три года сокращение идёт на уровне 2 – 2,3 процента. Падение продолжается несколько лет. В этом году Минсельхоз объявил животноводство, и особенно КРС, приоритетной отраслью для развития.

«В принципе, тенденция выбрана правильная — за счет АПК можно поднять экономику. Но нужно стимулировать то производство, которое реально рентабельно», - считает эксперт по ценообразованию Юрий Корнюш.

По его мнению, было бы более логично экспортировать продукцию тех отраслей, где у нас избыток — то же мясо птицы. А говядины самим не хватает, мы производим для внутреннего рынка 75%, остальное завозили до санкций из Литвы, Германии, Польши, Австралии и продолжают во период действия эмбарго из Бразилии, Уругвая.

Эксперт считает, что в отдельных регионах, например, в Белгородской, Брянской областях, где компания «Мираторг» выращивает скот, где у неё большие пастбища, достаточно КРС. Но в целом по России даже несмотря на то, что агрохолдинг планирует заместить для России 30% импортной говядины, нет нужных для экспорта объёмов.

Для  поддержки и развития животноводства государство направило в регионы миллиардные субсидии. Это, конечно, хорошо, но вопрос в том, как эти деньги распределят, и помогут ли они восстановить поголовье.

Новое создаём, старое рушим

Сейчас Минсельхоз действует в двух направлениях — строительство мегаферм и малых семейных ферм, считает руководитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Ростовской области Александр Родин.

«При таком подходе происходит следующее: когда возникают крупные предприятия, небольшие, уже действующие, становятся не перспективны, так как остаются без поддержки. Есть масса тому примеров, особенно в средней полосе. Агрохолдинг на 1000 голов создаётся, как правило, в самом крупном населённом пункте, а остальные предприятия закрываются. Одно развиваем — другое убиваем», - поясняет он.

По мнению главы ассоциации, нужно не крупные животноводческие комплексы создавать, а развивать сельские территории. При развитой в них инфраструктуре люди перестанут бежать из села, а наоборот, захотят в них жить и заниматься крестьянским трудом.

Семейный подряд — плюсы и минусы

На самом деле нельзя обвинить государство в том, что оно не пытается поддержать и малых сельхозпроизводителей. Одна из популярных программ по развитию животноводства - выделение грантов для семейных ферм.

Елена Мироненко из Матвеево-Курганского района Ростовской области три года назад выиграла грант на 1,5 млн и занимается откормом бычков на мясо. Чтобы получить грант, ей пришлось полгода собирать справки, писать бизнес-план и участвовать в конкурсе. Сейчас у неё 53 головы мясного стада и 16 молочного, которым занималась до этого. Деньги государство ей предоставило на 5 лет, на них фермер купила трактор с прицепом и телят на откорм. Хорошо, что у неё была своя земля с животноводческим помещением, которые они с мужем приобрели ранее под ЛПХ, иначе на строительство могли бы уйти все средства. Часть кормов заготавливают сами, часть приобретают.

«Первоначально нам повезло — взяли бычков герефордской породы с весом до 200 кг, - говорит Елена Мироненко. - Поэтому они быстро набрали вес, и мы быстро их реализовали. Сейчас у нас бычки местной  породы, им для роста  нужно минимум 1,5 года, а это больше затрат на корма и содержание. Но главная проблема — реализация».

Программа не предусматривает сбыт, приходится искать покупателей самим. Чтобы сдать оптовую партию в 10 голов по более выгодной цене, нужно постараться. Это время и силы, которые требуются для постоянного, без отпуска и выходных, ухода за животными. Сложнее всего оказалось, как не странно, найти работников.

«Хотя на селе нет работы, люди не хотят выполнять черновую, предпочитая тунеядство и пьянство. По программе необходимо обеспечить три человека рабочими местами — им даётся зарплата, переводятся выплаты в пенсионный фонд — содержание накладно. А главное, столько человек на маленькую ферму не нужно, достаточно одного разнорабочего и главы КФХ», - пояснила Елена Мироненко.

Она считает, что поддержка ощутима для тех, кто хочет заниматься животноводством. Но сложностей много, а рентабельность невысокая, и если бы можно было выбирать, фермер предпочла бы молочное производство мясному.

Нужны планирование и строгий расчёт

По мнению Юрия Корнюша, российской экономике не хватает не программ, а всестороннего анализа для их внедрения, мы же частенько не доведя до конца одни инициативы, переходим к новым. К тому же они обязательно должны подкрепляться мерами стимулирования.

«Надо создать условия — дешевые и длительные кредиты на 5-8 лет, дополнительные льготы по налогам, на энергоносители. Важно также учитывать индивидуальные особенности регионов России, исходя из  географических, природно-климатических, экономических возможностей каждого предусматривать специализацию. И я за то, чтобы процесс двигался, пусть не быстро, но в динамике — каждый год с плюсом», - считает эксперт.

Юрий Корнюш не сомневается, что развивать направление нужно. Но убедить заниматься этим  крестьянина без уверенности, что будут построены заводы по переработке, в том числе и молока, сложно.

Александр Родин предлагает решать проблемы следующим образом: если и создавать крупные фермы, то на условиях кооперации с небольшими хозяйствами. Как на западе. Например, агрокомплексы могут передавать молодняк на выращивание в малые фермерские хозяйства, можно кооперироваться по кормам, для реализации. Государство же должно не бросать малый бизнес на полпути, а помогать ему интегрироваться с крупным. И только после того, когда это произойдёт, и поголовье вырастет, озадачиваться экспортом.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы