Таможня

Химические последствия приказа ФТС

Ограничение мест таможенного оформления для импортной химической продукции в регионе деятельности ЦТУ и СЗТУ привело к росту стоимости перевозок. Некоторые брокерские и логистические компании пытаются удержать цены на свои услуги за счёт своего процента от прибыли, чтобы не потерять клиентов, другие, которые по той или иной причине не могут себе этого позволить, поднимают свои тарифы. Всё это влияет на стоимость доставки химической продукции, что в итоге ведёт к удорожанию конечного продукта, отмечают эксперты. По традиции, за всё заплатит российский покупатель.

Бонусные посты

Напомним, изначально «химические ограничения» действовали только в Москве и в Московской области (Приказ ФТС №1919 действует с 2011 года). С 18 апреля этого года они захватывают всё Центральное таможенное управление и Северо-Западное таможенное управление.

Письмо ФТС России №01-11/17724 ограничило количество таможенных постов в регионе деятельности СЗТУ, на которых можно оформлять товары химической отрасли, импортируемые автомобильным транспортом, до одного – ОТОиТК Выборгского таможенного поста Выборгской таможни. Позже, 27 апреля к этому списку добавился Череповецкий таможенный пост Санкт-Петербургской таможни (10210310), 29 апреля – Светогорский таможенный пост Выборгской таможни (10206090). В последнем случае было примечание: «В отношении сырья и материалов, предназначенных для использования в производственном процессе на территории РФ промышленными предприятиями (в случае документального подтверждения)».

Что касается ЦТУ, то на 18 апреля в числе «разрешённых» были Краснозаводский таможенный пост Московской областной таможни, Можайский таможенный пост (ЦЭД) Московской областной таможни (101302010) и Щелковский таможенный пост (ЦЭД) Московской областной таможни (10130220). Только на этих постах можно оформлять импортную химпродукцию, поступающую в зону деятельности ЦТУ. Через неделю, 25 апреля, к этому списку был добавлен дополнительный пост – Стабнинский таможенный пост Смоленской таможни (10113100).

customs 4ФТС России продолжает игнорировать замечания МинэкономразвитияЗаплатит потребитель

Подобные ограничения в таможне практикуются уже давно и активно.

– Ограничение мест доставки товаров, наделение определёнными компетенциями отдельных таможенных органов, стало уже трендом Федеральной таможенной службы. Так в 2015 году были ограничены места оформления бижутерии. В 2016 году были определены места доставки товаров и подачи деклараций на товары турецкого происхождения. При постоянных отборах проб и 100% досмотрах, количества мест проведения таких операций явно недостаточно. Всё это провело к автоматическому поднятию стоимости услуг СВХ «избранных» таможенных органов как минимум в два, а где-то и в три раза. Последнее такое нововведение – ограничение мест оформления товаров химической промышленности, – рассказывает директор подразделения GLobal Supply Chain компании FM Logistic в России Алексей Мисаилов.

– В условиях падения потребительского спроса на рынке, а также низкой покупательной способности населения, дополнительные расходы на логистику совсем не кстати. Вместо поддержки участников внешнеэкономической деятельности, бизнес опять получает дополнительные трудности. В любом случае, за всё заплатит потребитель. Правда, если будет чем платить, – добавляет бизнесмен.

Об этом же говорит представитель другой логистической компании. По его словам, ограничение постов привело не только к росту цен, но и к очередям.

– После внесения поправок в Приказ ФТС №1919 себестоимость таможенного оформления выросла для всех клиентов, помимо этого, на этих таможенных постах имеется перегруз. Несколько дней грузы не могли заехать на таможенный терминал, и таможенное оформление проходило с задержкой. До изменений в данном приказе таможенное оформление товаров данной категории можно было производить в любой таможне, кроме Московской и Московской областной. Выбор был больше, цены были более гибкие, а в сегодняшних условиях это фактически монополия, поэтому разговаривать со складами о снижении тарифов не представляется возможным, – отмечает руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G. Trans (логистический оператор и таможенный брокер) Давиташвили Джамал.

Заплатить за крюк

Цены на услуги в центральных складах временного хранения по сравнению с региональными и так сильно отличаются, сейчас эта разница будет ещё более существенной.

– Цены на услуги в центральных СВХ по сравнению с региональными разнятся примерно на 30-40%. На текущий период клиентов с химическими грузами у нас не так много, но мы видим по их реакции, что стоимость таможенного оформления на данному посту их не устраивает, так как она выше предполагаемых затрат. Да и стоимость перевозки также возросла по многим направлениям. К примеру, из Финляндии мы раньше заходили на Торфяновский таможенный пункт, а теперь на Выборг, таким образом «логистический крюк» составляет сейчас около 200 километров, что ведёт к общему удорожанию перевозки в оба конца на 200-300 евро, – рассказывает оперативный директор Polar Logistics Russia Карина Токина.

По оценке таможенного представителя, пожелавшего остаться инкогнито, всё это может сказаться на объёмах импорта химпродукции.

– Вначале объём импорта химической продукции уменьшится (первый месяц), так как покупатели будут вникать в ситуацию и прорабатывать новые логистические маршруты. Изменится логистика – цены на логистику и экспедирование вырастут. Вырастут цены на СВХ, так как спрос рождает предложение, будет огромный объём грузов на ограниченном пространстве. Думаю, очереди будут, но на выпуск ДТ даётся два дня после регистрации, поэтому по срокам нахождения на СВХ ничего измениться не должно, – рассказывает эксперт.

По его оценке, из-за дополнительного крюка импортёрам придётся доплачивать по 500 долларов за контейнер.

– Стоимость доставки грузов увеличится, поскольку грузу нужно будет делать «крюк» с заходом для фактического контроля на указанный пост. В моём понимании траты составят около 500 долларов за логистику за 1 контейнер. Цены на услуги СВХ вырастут – это тоже факт. Они будут «монополистами», следовательно, будут делать деньги. Цены на услуги в центральных СВХ по сравнению с региональными и так разнятся сильно – примерно в 2-2,5 раза, – отмечает таможенный представитель.

По его мнению, вся эта перестановка сил делается не ради оптимизации процесса.

– Это делается исключительно в интересах СВХ. Объём химической продукции огромен. Эти СВХ будут «делать деньги» в прямом смысле слова. От СВХ деньги получает и таможня. Всё взаимосвязано, – говорит собеседник.

Впрочем, здесь есть и плюсы.

– Инспектора на данных постах научатся и привыкнут к множеству различных наименований химической продукции и, как следствие, будут легче ориентироваться в документах и, опять же, как следствие, выпуск будет происходить быстрее, – подытоживает таможенный представитель.

Дополнительные посты

По словам Алексея Мисаилова, расширение списка «разрешённых» постов немного разгрузило ситуацию на Краснозаводском таможенном посту, который уже давно был наделён эксклюзивными полномочиями и загружен очередями.

– 14 апреля 2016 года руководителем ФТС было подписано письмо (Письмо ФТС №01-11/17724 – прим. ред.), в рамках которого оформлять товары химической отрасли можно только на двух постах в ЦТУ и СЗТУ. Выбор пал на приграничную Торфяновку и Сергиев Посад. Таможенный пост Краснозаводский (Сергиев Посад) давно был наделён эксклюзивной компетенцией по оформлению химических грузов в Московской областной таможне. Баланс создавался за счёт возможности проведения таможенных операций по аналогичным грузам в региональных таможнях (Брянск, Смоленск, Тверь). После вступления в силу данного письма, караван очередей окружал терминал. Пост явно не был готов к такому большому наплыву грузов. Помимо прямых транспортных издержек (дополнительные 150-200 евро за крюк через Сергиев Посад), бизнесу пришлось ещё потратиться на дополнительные простои к уже увеличенным срокам доставки товара. Ситуация немного разрядилась после включения Стабнинского поста Смоленской таможни в список таможенных органов, уполномоченных проводить процедуры с товарами указанных в письме ФТС России N 01-11/17724, – рассказывает бизнесмен.

Это же отмечает другой эксперт.

– После информации о двух постах в начале апреля в течение недели Polar Logistics срочно перенаправлял текущие поставки грузов химической промышленности на Краснозаводский таможенный пост, поскольку это действительно был единственный пост ЦТУ, который обладает специальным правом таможенного оформления таких товаров. Потом добавили ещё посты, и в список на данный момент входят ЦЭДы, что сразу значительно облегчило подачу и выпуск грузов, без дополнительных издержек на транспорт, – отмечает оперативный директор Polar Logistics Russia Карина Токина.

Но несмотря на небольшой бонус в виде дополнительных постов в ЦТУ и СЗТУ, расслабляться бизнесу рано. Ограничения могут возникнуть в любой момент, при этом, какую отрасль они заденут в следующий раз, можно только гадать.

– Бизнес в очередной раз проявил гибкость и терпение. Грузовые потоки не остановились – произошла очередная смена логистических маршрутов. Но за всем этим кроется большой вопрос. Какая очередная группа товаров будет ограничена в выпуске в 2-3 таможенных органах в ближайшее время? Бытовая техника, как в конце 90х? Или потребительские товары? К чему готовиться завтра? – резюмирует директор подразделения GLobal Supply Chain компании FM Logistic в России Алексей Мисаилов.

 

 

 
Партнеры:
Loading...
Похожие материалы