Экономика

Каким работникам отдают предпочтение в кризис

Экономический кризис внес существенные коррективы в рынок труда и расставил свои приоритеты в ТОПе востребованных специалистов. ПРОВЭД опросил владельцев компаний и выяснил, кто из специалистов сейчас ценнее, а кем могут пожертвовать ради оптимизации.

Нужен тот, кто зарабатывает

Все опрошенные нами управленцы отмечают, что хороший штат менеджеров по продажам – это залог успеха любой компании. «Как и в любой кризис, сейчас наиболее востребованы высококачественные менеджеры по продажам, продавцы всех мастей. В основе экономической модели бизнеса в нашей стране по-прежнему остаются продажи. Спрос объясняется просто: каждый грамотный руководитель хочет на падающем рынке увеличить долю своего влияния на сегмент рынка. Это не может быть достигнуто без команды продавцов, более сильных, чем их конкуренты. В среднем по компаниям сильный костяк команды составляет не более 30% от штата, 50% - середнячки и 20% - «слабое звено». Естественно, от слабых уже все избавились, кто-то из середнячков смог перейти в сильные, а остальные как раз пойдут «под нож», то есть, под замену на более квалифицированного сотрудника», - отметил коммерческий директор «Re:Sale Expert» Павел Кретов.

Примечательно, что при принятии решения о сокращении персонала менеджеры по продажам «переживали» заместителей руководителей отделов. «Первой волной кризиса из компаний вымыло максимально ненужных бизнесу людей - тех, у кого по факту не было четко выраженных зон ответственности. В большинстве своем ими стали заместители руководителей и люди, занимавшие некие должности, которые своим существованием подстраховывали топ-менеджмент компании», - сообщил Илья Казарин, генеральный директор рекламной группы «Успешные Проекты».  «Дальше, когда бизнес продолжил требовать сокращения численности персонала, многие начали урезать штат продавцов. На самом деле, я считаю, что это не лучшее решение. Сокращение затрат на оклады продавцов не влияет как-то кардинально на ФОТ (фонд оплаты труда). Эти расходы, как правило, несущественны. Я стою на том, что сокращать отдел продаж нельзя, кроме случаев, когда в нем присутствуют экономически невыгодные сотрудники», - отметил эксперт.

Если не продавцы, то кто?

Несмотря на сокращения работников и концентрации на рост продаж, специалисты из «заумных» областей также остались востребованы. «В выигрыше от кризиса остались, пожалуй, специалисты из IT-сферы. К примеру, за последние несколько лет многие издательства и компании стали отказываться от дорогостоящих и нерентабельных печатных изданий в пользу онлайн-площадок. Как следствие, вырос спрос на web-разработчиков. В этих условиях работодателям приходится корректировать свои предложения под ожидания специалистов данной категории. Также спросом пользуются разработчики ПО, так как только хорошо отлаженные корпоративные информационные системы могут обеспечить финансовый контроль на предприятии, а также оптимизировать численность операционно-учетного персонала», - считает Инна Державина, руководитель Департамента по работе с персоналом холдинга «Пронто медиа».

«Потребность в специалистах сегодня испытывают многие российские производственные отрасли. На рынке труда самыми нужными специальностями являются главные технологи, главные механики. Заработная плата таких специалистов увеличилась на 25-30 %. Они были и будут востребованы всегда», - сообщила Инна Можайская, ведущий преподаватель бизнес-школы МИРБИС по программе «MBA-Управление человеческими ресурсами».

Кто стал не нужен

Кризис словно прожектором подсветил тех работников, которые оказались ненужными для компании. И если увольнение одного из десяти секретарей является логичным решением, то уж PR- специалисты точно не ожидали, что примут удар на себя. «Среди попавших в группу с очень высоким риском сокращения можно выделить несколько профессиональных сфер: маркетинг (маркетологи, рекламщики, pr-специалисты), управление персоналом (HR-специалисты, рекрутеры, специалисты по компенсациям и льготам, специалисты по кадрам), административный персонал (секретари, делопроизводители, офис-менеджеры, курьеры)», - отметила Инна Можайская.

Данную ситуацию подтверждает количество резюме на рынке соискателей, сообщила Инна Державина. «В 2016 году на рынок труда поступило огромное количество резюме из таких профобластей как HR, финансы, маркетинг, юриспруденция. Стоит заметить, что руководители всегда прикладывают максимум усилий, чтобы сохранить своих лучших специалистов, поэтому сейчас заметную часть соискателей составляют менее квалифицированные и эффективные кадры», - отметила эксперт.

Альтернативы сокращениям

Примечательно, что в России в кризис к сотрудникам относятся более лояльно, чем на Западе. «В России HR проявляют гибкую политику и сокращение штата стоит внизу списка приоритетов. В первую очередь, используются такие антикризисные меры, как отказ от премий, сокращение рабочих часов, снижение затрат. Эти меры позволяют сохранить сотрудников до того времени, когда снова начнется рост. По ряду причин такие методы не находят широкого применения в Западных странах, где сокращение часто является приоритетным методом оптимизации затрат, что приводит к недостатку квалифицированных специалистов в условиях последующего экономического роста», - сообщил директор по странам СНГ Международной ассоциации специалистов в области управленческого учета CIMA (Великобритания) Вадим Боженик.

Те, кто не пошел по пути сокращения сотрудников, начали искать иные пути решения вопроса. «Приведу пример из собственной практики. Именно с началом кризиса нашим клиентам впервые потребовались smm-услуги. Не понимая, насколько направление станет прибыльным и перспективным, мы не стали нанимать отдельного специалиста, а обучили существующего сотрудника. Мы вложились и продолжаем вкладываться в его образование и получаем хороший результат. Для специалиста основная мотивация - это его развитие внутри компании, для нас - благодарный человек, который развивается подконтрольно и в том направлении, которое сегодня нужно бизнесу. В итоге бывший офис-менеджер сегодня отвечает за новое направление работы и помогает компании зарабатывать деньги», - сообщил Илья Казарин. 

 
 
Партнеры:
Похожие материалы