Политика

Труженики села оценили год работы министра Ткачёва

22 апреля исполняется год с тех пор, как президент РФ подписал указ о назначении министром сельского хозяйства Александра Ткачёва. Что изменилось за этот год для отрасли – эксперты и аграрии поделились своими оценками с корреспондентом ПРОВЭД.

Опрос, проводимый ВЦИОМ, опубликовал результаты оценки деятельности российских министров. Интересно, что лишь 17% опрошенных смогли точно назвать должность Александра Ткачёва. При этом респонденты оценили его работу в 3,5 балла по пятибалльной шкале. Крестьяне, чья работа и заработок напрямую зависят от деятельности министра, считают, что во многом Ткачёв не дотягивает до нормальных результатов, но приходится удовлетворяться тем, что есть. По мнению советника президента ТПП Ростовской области Юрия Корнюша, самое важное его достижение —  действие принципа «не надо мешать».

Лучшая помощь — не мешать

«Радует то, что не стало хуже — это уже показатель. На форуме «ЕР» шла речь о том, что надо ориентировать экономику на АПК — тоже положительный момент. По экспорту зерна нет ограничений, мне это импонирует, потому что этому бизнесу нельзя мешать, он помогает наполнять казну. Верный с его стороны шаг – не вводить никаких ограничений, особенно в отношении приоритетных направлений, таких, как развитие животноводства и переработки», - считает Юрий Корнюш.

Важным шагом стало отстаивание затрат на отрасль. Так, в 2016 году правительство пыталось изменить размер государственной субсидии заводам сельхозмашиностроения, уменьшив его почти в 2,5 раза. Министру удалось сохранить и даже увеличить поддержку.

«Чтобы идти в ногу со временем, иметь действительно тягловую мощную силу, современную, технологичную, селянам нужно в год приобретать порядка 46 тысяч тракторов, а мы на сегодняшний день покупаем только 12 тысяч, то есть меньше в 3,5 раза», - доказывал Александр Ткачёв.

В результате Минфин выделил вместо 1,9 миллиарда рублей 10 млрд. Руководитель АККОР Ростовской области Александр Родин добавил, что крестьянам выделят субсидий – 30% на приобретение с\х техники, хотя надо 50%, но и это хорошо. Другой вопрос, рассуждает он, как это будет проходить в реальности, ведь субсидии часто не получают из-за отсутствия денег в бюджете. Его вердикт: «Оценку поставить удовлетворительную ещё и потому, что много разговоров, но мало дела».

Директор по сельхозпроектам региональной корпорации развития, руководитель областного зернового союза Юрий Паршуков отметил изменение подхода к работе, который стал профессиональнее. Проявляется это, по его мнению, в определении долгосрочных направлений для развития, в первую очередь животноводства. 

«Мы увлеклись сегодня растениеводством, - говорит он, - собрали урожай, продали, деньги куда-то потратили. А потом берем кредиты и ищем инвестиции. А необходимо развивать животноводство, и я вижу, что он подходит к этому по-хозяйски. Поддержка экспорта тоже важна — ограничений не должно быть там, где идет производство зерна. Третье: земельный вопрос. Много неиспользуемой земли, которая находится в руках тех, кто на ней не работает. Закон об обороте сельхозземель — тоже хозяйский подход».

Земельный вопрос становится всё острее

У тех, кто ближе к этой земле, мнение иное. Глава фермерского хозяйства «Аврора» Ростовской области Николай Попивненко утверждает, что вопросы, связанные с землёй, обостряются. Он приводит в пример Тимирязевскую академию (ТСХА), у которой минсельхоз пытался изъять опытные участки под строительство жилья в Москве.

«Я как фермер и просто как человек против посягательств на то, что можно считать национальным достоянием — ни одна власть не пыталась это сделать. Тенденция с землей вообще настораживает: фермерам сложнее получить участки, выкупить или взять их в аренду. Заговорили о торгах, по-моему, их  введение правильно, потому что малые уступают крупным землепользователям, и им сложнее эти вопросы отстаивать», - считает Николай Попивненко.

Такого же мнения придерживается глава КФХ Лидия Федоненкова: «На мой взгляд, он продвигает свой личный бизнес — строит в Ростовской области животноводческий комплекс, скупает земли».

Напомним, ГК «Агрокомплекс», которая принадлежит семье министра сельского хозяйства РФ, осенью начнёт строительство молочной фермы в  Ростовской области. Об этом стало известно в начале апреля. А в январе прошла информация о покупке  компанией «Кубанский бекон», входящей в агрохолдинг, зернового хозяйства «Прогресс-Агро. Всё в том же донском регионе. 

«С тех пор, как Александр Ткачёв вступил в должность, в сельском хозяйстве ничего не изменилось. Нет работы с малым бизнесом, даже на форум фермеров он пригласил зарубежных бизнесменов вместо того, чтобы услышать мнения российских фермеров. Оценка отрицательная однозначно», - выносит свой вердикт Лидия Федоненкова.

Малому мало внимания

Тему малого бизнеса на селе поднимает и Александр Родин, который уверен, что министр должен отвечать за создание благоприятных условий для его развития. Он  ссылается на указ президента № 1276, где эти требования отражены и тоже делает вывод: за этот год ничего лучшего для малого бизнеса создать не удалось.

«Ещё 2011 году Владимир Путин говорил на съезде фермеров, что в первую очередь будут поддерживать малое предпринимательство и личные подсобные хозяйства. Казалось бы, новому министру и карты в руки, но ему ничего не удалось  добиться. Из всех его личных инициатив и действий наиболее ярко просматривается желание развивать крупный бизнес - создавать гигантские теплицы, громадные сады. То есть, он пытается перенести модель, отработанную в Краснодарском крае, на всю Россию. Это противоречит всем установкам правительства», - отмечает Александр Родин.

Он также критично относится к другой инициативе министра, CAPEX (субсидия на возмещение капитальных затрат - 20% от стоимости проекта). 

«Это опять-таки развитие гигантов, - пояснил руководитель организации фермеров. - Я отрицательно отношусь к гигантомании — в России её не должно быть при таких незаселённых просторах. Доказано, что домашние фермы эффективнее крупных молочных ферм».

Тем не менее, министр пролоббировал увеличение господдержки молочной отрасли, которой в 2016 году выделили 30 миллиардов рублей – в два раза больше, чем в 2015-м. Из них 13 млн пойдут в качестве субсидий на литр молока, 8 млрд — на субсидирование инвесткредитов, 6 млрд «КАПЕКСу». Зато Александр Родин одобрил другое предложение Ткачёва — отвязать федеральную господдержку от региональных возможностей.

«Надо больше воли давать регионам в вопросах, куда направлять деньги. Возможности бюджетов у всех разные, поэтому надо исходить не из объёмов софинансирования, а  из необходимости развивать приоритетные направления. Например, Кавказ имеет самую высокую плотность населения и рождаемость при большем уровне безработицы. Поэтому там важно сохранять рабочие места, чтобы молодежь не уходила», - считает Александр Родин.

Главной заслугой министра Ткачёва считают отсутствие реформ и прочих нововведений. При этом почти все знают о том, что так называемая «семья Ткачёва» имеет свои интересы и в первую очередь глава министерства работает на близкие ему холдинги. С другой стороны, что-то перепадает и остальным – тем и успокаиваются.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы