Насколько подорожали потребительские товары в начале 2016 года: статистика и реальность
Чем сильнее в стране разворачивается кризис, тем менее официальная статистика кажется похожей на реальные цифры, которые нас окружают – величину зарплаты, стоимость чека в магазине или ежемесячные выплаты за квартиру. Складывается впечатление, что официальная статистика противоречит реальности, и совершенно не отражает ситуацию дня. Мы решили разобраться, где в цифрах правда, а где поле для манипуляций.
Из-за девальвации рубля, продуктового эмбарго и возросших налогов, большинство компаний вынуждены были перенести нагрузку, на плечи простых потребителей, увеличив цены практически на все производимые товары. Покупатели, даже заметили, что отдельные товары подорожали вполовину, а то и в два раза. В отдельных регионах России по ощущениям потребителей динамика цен и вовсе достигает 3-4 раз. За год существенно подорожала техника, лекарства, чистящие средства, а также большинство продуктов питания.
Однако вопреки нашим впечатлениям, официальная статистика говорит нам о том, что цены хоть и растут, но не настолько быстро. По данным Росстата за первый квартал 2016 года, продовольственные товары подорожали на 22,4% по сравнению с январем-мартом прошлого года, а непродовольственные - на 12,7%. При этом цены на основные товары, входящие в потребительскую корзину, выросли совсем несущественно.
Так, среди продовольственных товаров, имеющих первостепенное значение, наибольший рост за январь-март 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показало подсолнечное масло (+23,3%), рыба и морепродукты (+11,1%), а также макаронные изделия (+9,4%). Фрукты и овощи подешевели на 2%. Рост цен большинства других товаров не превышает 10%.
Среди непродовольственных товаров самый значительный рост показали табачные изделия (+25,9%), моющие средства (+16,9%) и ткани (+14,4%).
В основном рост цен затронул те продукты, которые преимущественно ввозятся из-за рубежа или зависимы от импортного сырья. В свою очередь овощи даже подешевели благодаря снижению цен на картофель, и морковь из-за роста их производства в прошлом году.
Теперь сравним среднестатистические показатели с реальными ценами продуктов в самых популярных сетевых магазинах Москвы разных ценовых категорий – Пятерочке, Ашане, Седьмом континенте и Азбуке вкуса.
Так, по данным проекта «Ценомер», общая стоимость продуктовой корзины в сети магазинов «Пятерочка» выросла за год всего лишь на 1,5%. При этом спад цен на картофель и капусту и вовсе достиг 59,5% и 60,1% соответственно. Среди товаров, которые подорожали, стоит отметить растительное масло (+37,1%) и чай (+24,5%). В целом общая стоимость продуктовой потребительской корзины, которая может быть собрана из продуктов, купленных в этой сети, увеличилась за год лишь на 1,5%. Схожую динамику демонстрирует и Ашан (+1,2%).
Сеть магазинов «Седьмой континент» показала самый большой рост цен среди остальных магазинов. Цена яблок сорта «Джонагольд» выросла на 72,7%, растительного масла «Олейна» на 57%,, а чая «Ахмад» на 28,7%. При этом подорожало гораздо больше товаров, нежели в сетях более дешевого ценового сегмента. Суммарно потребительская корзина с января по март стала стоить больше на 1,7% в отношении к такому же периоду предыдущего года.
Самая дорогая из рассматриваемых сетей «Азбука вкуса», напротив, в конечном итоге показала снижение стоимости потребительской корзины на 1%. Несмотря на то, что цены многих товаров подросли, ещё больший рост мог бы отрицательно сказаться на объемах продаж и количестве клиентов. Из-за кризиса многие покупатели не только экономят, но и меняют привычные гипермаркеты на более дешевые.
Таким образом получается, что общая динамика цен в магазинах не слишком отличается от данных Росстата. Однако, на практике, мы сами можем видеть, что наш поход за покупками с каждым месяцем становится все более дорогим мероприятием. Почему же так происходит?
Основных причин этого несколько. Во-первых, Росстат анализирует средние данные, учитывая изменение цен и дорогих, и дешевых товаров. При этом магазины по-разному реагируют на кризис, и не всегда могут повысить цены, как в случае с «Азбукой вкуса», и борются за своих клиентов. Во-вторых, потребители, покупая товар, далеко не всегда ищут самые дешевые продукты, нередко отдавая предпочтение более качественным. В то же время поддержание достойного качества товаров в кризис требует от производителя дополнительных затрат. Таким образом, мы сознательно покупаем товары, которые подорожали более всего. Наконец, самый значительный рост цен затронул отнюдь не товары первой необходимости, которые входят в потребительскую корзину, а продукты и непродовольственные товары, без которых вполне можно обойтись. Например, соленая сельдь за 2015 год подорожала на 43,7%, оливковое масло на 38,9%, лимоны на 46,7%, сухофрукты на 55,4%, чеснок на 75%, шоколад на 36%. Кроме того, самый значительный рост цен коснулся полуфабрикатов и готовой продукции. К примеру, простая охлажденная рыба подорожала на 20% за год, а рыбное филе уже на 25%. Свежее молоко стало дороже только на 8,6%, в то время как консервированное и сухое молоко выросло в цене на 19% и 16% соответственно.
Таким образом, можно сказать, что официальные данные Росстата о динамике цен близки к реальности. В то же время другой показатель – месячная стоимость условного (минимального) набора продуктов питания выглядит весьма сомнительно. Его средняя величина по России на конец марта 2016 г. составила только 3655,3 рубля, увеличившись с начала года всего лишь на 2,2%. При этом стоимость набора в Москве выросла до 4373,6 рублей в месяц на человека. Однако, даже если закупать продукты, входящие в состав потребительской корзины, в одной из самых недорогих сетей – «Пятерочке», общая сумма получится равной 6769 рублей, а в «Перекрестке» и вовсе 8525 рублей в месяц.
Стоимость минимального набора продуктов питания это важная составляющая величины прожиточного минимума, который, в свою очередь, используется для расчета субсидий, детских пособий, пенсий и корректировки МРОТ. Однако увеличение этих выплат невыгодно для бюджета государства, а потому стоимость корзины и занижается всеми возможными способами – начиная от норм потребления, и заканчивая стоимостными оценками. Несмотря на то, что показатели стоимости потребительской корзины и прожиточного минимума должны показывать рост качества жизни россиян, сегодня большинству приходится экономить, в том числе и на самом необходимом.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка