Таможня

Таможня вводит скидку на штрафы за их своевременную уплату

Федеральная таможенная служба предлагает оплачивать административный штраф за нарушения таможенных правил, предусмотренных 16 главой КоАП, в размере 50 % от его суммы при условии оплаты штрафа не позднее 30 дней со дня вступления соответствующего постановления в законную силу. При этом согласно тексту проекта федерального закона, опубликованного на Федеральном  портале проектов нормативных актов, одновременно ФТС планирует увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за неуплату в срок административного штрафа с 6 месяцев до 1 года со дня совершения правонарушения.

Необходимость увеличения срока давности таможенная служба объясняет тем, что у таможенных органов есть объективные причины, которые не позволяют в течение установленного законом срока уведомить виновных лиц о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вручить им копию протокола и направить его оригинал с материалами дела судье. Суду, в свою очередь, также требуется время для уведомления правонарушителя о месте и времени рассмотрения дела. В итоге, как показывает правоприменительная практика, в доброй половине случаев судьи принимают решения о прекращении административного производства по таможенным делам в связи с истечением срока давности.

Что касается оплаты 50 % штрафа, то, по мнению ФТС, это крайне положительно скажется на практике привлечения лиц к ответственности.

«Данная мера позволит увеличить собираемость штрафов за правонарушения в области таможенного дела, исключить случаи необоснованного и формального обжалования постановлений о наложении административного штрафа, снизив нагрузку на должностных лиц таможенных органов и судей, сократить количество направляемых для принудительного исполнения постановлений, административный штраф по которым не был оплачен добровольно, уменьшив тем самым нагрузку на судебных приставов-исполнителей, а для правонарушителей также будет дополнительным стимулом к исполнению обязанностей, за неисполнение которых административное наказание им было назначено», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По статистике ФТС, большинство таможенных штрафов правонарушители в добровольном порядке не уплачивают. Так, на конец 2015 года в таможенных органах по всей стране на исполнении находилось более 65 тысяч постановлений по административным делам на общую сумму более 2,8 млрд. рублей. Из всей этой массы штрафов в добровольном порядке уплачено лишь около 30 % от общей суммы. При этом таможенное ведомство, внося предложение о скидке за добровольную оплату штрафа, апеллирует, прежде всего, к положительному опыту дорожной полиции, которая только за первые три недели 2016 года собрала почти в 4 раза больше штрафов за правонарушения в области дорожного движения, чем в аналогичном периоде прошлого года, именно благодаря скидке за быструю оплату.

Кроме того, ФТС приводит в пример аналогичную меру наших партнёров по Таможенному союзу: в Республике Казахстан у лица, совершившего правонарушение, есть право на оплату штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы в течение семи суток.

«Безусловно, любое изменение законодательства, предоставляющее больший объем прав участникам правоотношений и снижающих на них нагрузку, в том числе в отношении санкций, можно рассматривать как позитивное. Однако на сегодняшний день эффект от внедрения таких изменений видится неоднозначным, - комментирует законопроект Павел Королёв, юрист компании «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС». - Рассматривая позитивный опыт применения такого инструмента в области взимания штрафов в области нарушений правил дорожного движения, нужно принимать во внимание, что такие изменения коснулись в основном физических лиц. В указанном случае значимым был психологический эффект «скидки», предоставляемой государством и сбережения личных средств, связанных с повседневной жизнью, а не ведением бизнеса. Насколько предлагаемые меры в области нарушения таможенных правил повысят собираемость штрафов с юридических лиц, сказать трудно».

К тому, что предлагаемая ФТС мера приведёт к снижению числа оспариваний постановлений по административным делам судах, юристы тоже относятся скептически и не прогнозируют какого-либо значительного изменения практики в этом направлении. Так, по мнению Павла Королёва, стоит иметь в виду тот факт, что участники ВЭД, для которых суммы наложенных санкций не является ощутимыми, а зачастую несравнимо меньше затрат на судебный спор, всё равно предпочитают обжаловать действия таможенных органов, восстанавливая нарушенное право, работая на репутацию и создавая прецедент для возможных будущих споров. Практика показывает, что очень часто участникам ВЭД удаётся доказать отсутствие оснований для привлечения к ответственности. Кроме того, по словам эксперта, в большом количестве случаев неуплата штрафа не связана с его значительным размером, а говорит о нежелании его уплачивать в принципе. В таких случаях предоставление «скидки» не изменит позицию недобросовестных участников ВЭД. Плюс ко всему, ни для кого не секрет, что есть и такие компании, которые  предпочитают ликвидироваться в случае наложения значительных взысканий.

Публичные обсуждения законопроекта пройдут до 12 мая 2016 года. В случае, если законопроект успешно пройдёт все процедуры согласования и принятия, то его вступления в силу стоит ожидать к концу этого года.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы