Таможня

Таможня обирает до нитки производителей текстиля

Новая концепция таможни «ниже риска не выпускать» поставила под угрозу отечественное текстильное производство. Проходные цены на некоторое сырье для легкой промышленности увеличились в четыре раза, и вместо обеспечения в 30-50 тыс. рублей за партию полиэфирной нити компании, работающие с ней, вынуждены переводить на счета таможни миллионы рублей. Производители уверены: такая жадность таможни приведет к банкротству малых предприятий и безработице.

Полиэфирную нить используют для производства рабочих перчаток, для тентов и др. Поскольку она является продуктом нефтепереработки, а нефть дешевеет, цена этого сырья тоже идет вниз. Законы банальной логики на таможне не работают, а чтобы выполнить указание сверху – то самое «ниже риска не выпускать» − инспекторы идут на ухищрения, лишь бы заставить импортера признать, что его сырье стоит не $1 за килограмм, а все $4,5.

«Мы возим полиэфирную нить (код ТН ВЭД 5402330000), − рассказывает ПРОВЭД Дмитрий Соколов, директор ООО «Сотекс», расположенного в Иваново. – Производим рабочие перчатки из ПВХ и ХБ. Раньше цена сырья была $1,1, потом стала $1,05 за кг – снизилась из-за удешевления нефти. В таможне не верили, что нить стала дешевле, ну бог с ним, брали под обеспечение 30-50 тыс. рублей, потом мы свою цену доказывали, а они эти деньги возвращали. Буквально 28 марта из порта Санкт-Петербург нам пришел контейнер с такой же нитью, и инспектор Кольчугинского поста Владимирской таможни для определения стоимости сравнил нашу декларацию с декларацией другого импортера. У них полгода назад была привезена партия в размере всего 1 тонны и доставлена самолетом, что априори делало ее стоимость более высокой, чем при морской поставке. Так, стоимость в той партии равнялась $4,4 за кг нити. Мы связались с поставщиками из Индии, они объяснили нам, что в партии была и цветная нить, и других номеров ТН ВЭД, которая в любом случае дороже. И везли её тогда самолетом, в срочном порядке, на выставку в Москве. Это всё заложено в цену, вот и получилось 4,4 доллара. Чтобы подтянуть нашу цену до уровня $4,4, инспектор в нашей декларации ставит СИП (авиадоставка) вместо СИФ (морская доставка) и выпускает так. На вопросы и указание на ошибку она ответила, мол, ничего не знаю, может, поправлю, может, нет. И таким образом в качестве обеспечения мы должны внести на счет таможни 1 млн 170 тыс. рублей. У нас сам контейнер с товаром почти столько же стоил».

стоимостьФТС отменяет стоимость ниже рискаИспользовать для определения стоимости партии декларацию, выпущенную ранее, таможенники в полном праве. Однако та декларация была выпущена 6 месяцев назад, а по инструкции её «срок годности» 3 месяца. Ну и как, в самом деле, можно сравнивать морскую доставку двадцати тонн и авиадоставку одной тонны?

«Вместо того чтобы закупать сырье и работать дальше, мы должны теперь таможне положить на счет больше миллиона рублей, − продолжает Дмитрий. Гигантская проблема в том, что деньги замораживаются на несколько месяцев, в это время импортер старается подтвердить свою цену, но чаще таможня принимает решение в свою пользу. Да и изъять разом столько денег из оборота небольшой компании смерти подобно. – Нам предложили в качестве альтернативы оформить банковскую гарантию, но её оформлять – это месяца два, а время критично для производства. Я говорил с начальником Кольчугинского поста, но там мне ответили, мол, ничего сделать не можем, обращайтесь выше. А во Владимирской таможне сказали, идите подавайте в суд, – вот и весь разговор. Даже с бандитами можно договориться, а с ними нельзя. Пока деньги не внесены на счет, машины стоят, деньги капают – по 100 евро за простой и склад СВХ – по 5 тыс. рублей за сутки. И так происходит на всех таможнях России, я общался с предпринимателями из других регионов. Это просто грабеж».

1 апреля на сайте change.org появилась петиция в адрес президента России – «Остановите сокращение рабочих мест через уничтожение малого бизнеса». Автором петиции стал другой сотрудник ООО «Сотекс» − Дмитрий Крайнов, руководитель отдела продаж предприятия. Он уже имел успех со сбором подписей на сайте, поэтому вновь решил обратиться к этому способу.

«Я запустил петицию и обратился к руководству сайта change.org с просьбой помочь, сейчас они думают, что можно сделать. Ещё в Госдуму готовлю обращение. Честно говоря, не знаю, куда мы покатимся, ситуация тяжелая. Безработица и так сейчас высокая, особенно в Иванове. Таких предприятий, как наше, которым нужна в работе полиэфирная нить, здесь несколько. Нам звонили из компании, которая производит тенты, выразили готовность бороться с проблемой вместе с нами», − рассказывает Дмитрий.

«Обратились и к уполномоченному по защите прав предпринимателей в  Ивановской области Алексею Ваганову; я писал на сайт Кремля, они перенаправили письмо нашему губернатору, оттуда письмо пошло в отдел экономического развития, но пока никаких результатов нет. На запросы таможня не отвечает, по телефону отвечает, официально – нет. Говорит, обращайтесь в суд», − описывает ситуацию автор петиции.

Каковы успехи на фронте защиты малого бизнеса, мы спросили у омбудсмена в Ивановской области Алексея Ваганова.

«Мы готовим обращения в ФТС, ФАС, ещё пока не отправили, − рассказывает правозащитник. −  Пока от 3-4 компаний получили обращения, это сравнительно небольшие предприятия. («Сотекс» выпускает 2,5 млн перчаток в месяц, в штате около 70 сотрудников – прим. ред.). Все они используют эту нить для производства. Даже с судом сложно: это не какое-то решение, которое можно оспорить, а внутреннее распоряжение таможни. На основании чего обращаться в суд? Он, возможно, и не примет заявление, так как непонятно, как его рассматривать. Пока мы обратились к другим уполномоченным, чтобы узнать, есть ли во вверенных им регионах такая же проблема. Из Амурской области прислали такой ответ: «Мы, на основании коллективных обращений предпринимателей к уполномоченному, направили служебную записку Титову Борису Юрьевичу, направили письмо в ФТС и направили письмо в полпредство. Более того, мы участвовали в суде и видели прямое нарушение таможенного законодательства, но суд в первой инстанции проиграли». Мы не собираемся бросать эту тему, будем бороться за права предпринимателей».

Веры у работников предприятий в благоприятный исход дела немного. «Люди уже ничему не верят», − убежден Дмитрий Крайнов. И опять одна надежда – на личный контроль и вмешательство президента страны. Где же она, поддержка и лучшие условия для малого бизнеса, для отечественного производства, импортозаместителей? Хотя, может, оно и логично всё: латать дыры, пусть даже и в бюджете, должны те, у кого есть нитки. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы