Экономика

Бизнесмен без бизнеса - заключённый без предъявления обвинений

Предприниматель Юрий Осипенко уже около 6 лет заключен в СИЗО без предъявления обвинения, 26 раз ему продлевали арест по одним и тем же основаниям. В начале марта 2016 года областной суд в Ростове-на-Дону вынес очередное решение о продлении содержания под стражей.

Юрий Осипенко – основатель и владелец фирм «Нотис» и «Церс», производителей энергосберегающего светодиодного оборудования марки «ZERS». В 2005 году компания выпустила и установила уличные диодные светильники. Предприниматель, имея собственные патенты на изобретения, пытался внедрить инновационные разработки в России. В этот же период кому-то понадобилось устранить с рынка успешного бизнесмена.

Кто присвоил миллиард?

В 2008 году Юрий Осипенко был свидетелем по делу о хищении денег у пайщиков кредитного кооператива, а по сути пирамиды «Инвестор-98». Он оказался в числе подставных лиц, которым передавали полученные от граждан деньги. Уголовное дело о легализации средств (ст. 174.1 ч. 4 УК РФ) было прекращено за отсутствием состава преступления  — следствию не удалось установить факты перевода денег на предприятия Осипенко или его личные счета.

В 2009 году Юрия Осипенко в связи с деятельностью того же кооператива обвинили уже в мошенничестве по ст. 160 («присвоение или растрата, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере») и ст. 159 («мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»).

Речь идет о сумме в миллиард рублей, который был отнят у простых граждан. В деле фигурируют руководители кооператива, господа Федорцов и Черенкова. Интересно, что последняя, будучи директором кооператива и всех его филиалов, заключала договоры, и именно к ней предъявляют претензии все потерпевшие. Осипенко же пострадавшие не знают. Он никогда не был ни сотрудником, ни организатором, ни руководителем «Инвестор-98», но он находится в следственном изоляторе, а Галина Черенкова — под домашним арестом. Более того, она его нарушает, о чем свидетельствует ДТП, в которое она попала.

«Всюду, где Черенкова - все не при чем, получается, как в бульварной поговорке: «Кто платит, тот и музыку заказывает». У меня рождается подозрение, что этот миллиард потерпевших и пошел на покупку административного ресурса для семьи Черенковых, и, безусловно, чтобы вывести такую сумму, нужна виртуальная схема вывода денег из кооператива», - говорил Юрий Осипенко на одном из судебных заседаний.

А бизнес ушёл в другие руки

С момента заключения предпринимателя в СИЗО прошло более 350 судебных заседаний. Вина подозреваемого так и не доказана, но он продолжает находиться под стражей. С делом можно ознакомиться на сайте deloosipenko.net, где в открытом доступе выложены все документы. Процитируем лишь один — заключение экспертизы, проводимой Центром «Бизнес против коррупции». В ней обнаружены признаки присутствия рейдерства и сделан вывод: «Привлечение к уголовной ответственности Осипенко Ю.П. носит явно искусственный характер и проведено с грубейшими нарушениями норм действующего законодательства. <...> Следствием были предприняты беспрецедентные меры для того, чтобы обеспечить Осипенко Ю.П. нахождение под стражей. <...> Все факты грубого нарушения прав Осипенко Ю.П. <...> во внимание не приняты, что лишний раз свидетельствует о наличии коррупционной составляющей по делу».

Пока шло следствие бывшие партнеры под предлогом того, что это поможет Осипенко, добились перевода его доли и доли родственников новым учредителям, осуществив таким образом рейдерский захват предприятия. Это заставляет подозревать, что арест и уголовное дело понадобились как прикрытие для отъёма налаженного и перспективного бизнеса.

«Бизнес-климакс» в Ростовской губернии

Так охарактеризовал состояние инвестиционной среды региона известный тележурналист Владимир Соловьев в одном из интервью и заявил, что Новочеркасск с этим делом войдет в историю.

«Он виноват только тем, что его бизнес очень понравился кому-то, судя по всему, из силовиков, или они выполняют чей-то заказ... Несчастного человека держат за решеткой при том, что там нужно держать тех бандитов в погонах, которые со своими званиями устроили рейдерский захват. Я удивлен, что не работают надзорные органы, потому что эта ситуация не просто из ряда вон выходящая, а фактически подлая», - говорил Владимир Соловьев.

Как считает председатель Ростовской региональной общественной организации «Совет предпринимателей в Ростовской области» Игорь Симаков, даже если Осипенко и нарушил закон, пять лет без предъявления обвинения, скорее всего, говорят о том, что его деятельность не носила явно выраженного криминального характера. «Не можете доказать вину — выпускайте под подписку», - говорит он.

За то время, что предприниматель Осипенко находится в СИЗО, изменить ему меру пресечения требовали и адвокаты, и правозащитники. Его историю приводил Путину в качестве наиболее яркого примера преследований за экономические нарушения бизнес-омбудсмен Борис Титов. На конференции в пресс-центре МИА «Россия сегодня» 18 февраля он предложил заменить ст. 159 на ст. 179.1 - «Умышленное невыполнение хозяйственного договора, повлекшее серьезные последствия».

«Чтобы было невозможно возбудить в этом случае уголовное дело как по мошенничеству, - заявил Борис Титов. - Кроме того, мы предлагаем, чтобы дела по этой статье могли бы возбуждать специалисты, знающие экономику и бизнес, и у них должна быть серьезная антикоррупционная борьба. Мы также полагаем, что прокуратура должна иметь право не соглашаться с изменением меры пресечения для предпринимателя на арест, если он не убегает и не стремится давить на свидетелей».

Президент услышал. Выразил свое возмущение. Но пока никаких изменений не происходит. А 26 февраля Новочеркасским городским судом было принято решение о закрытом судопроизводстве дела Осипенко. И то, что такое решение вынесено после ходатайства Галины Черенковой, говорит об отношении власти к таким делам красноречивее всего.

Бизнесмен провел под стражей уже 5 лет и 9 месяцев.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы