Общество

Как один депутат может отравить всю Россию

Один из депутатов комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии предложил закачивать токсичные отходы, а также промышленные сточные воды под землю. Только так, по мнению этого представителя народа в парламенте, можно решить проблему опасных отходов в России. Сейчас законопроект находится на рассмотрении Госдумы. Если его примут, и президент подпишет, то под угрозой загрязнения окажутся все источники питьевого водоснабжения страны, предупреждают экологи. Принятие данного закона позволит хозяйствующим субъектам безнаказанно отравлять не только поверхностные, но и подземные воды.

Неуловимый законотворец

Когда состоится первое чтение проекта федерального закона №934761-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части размещения (закачки) сточных вод, промышленных сточных вод и отходов в пластах горных пород», пока неизвестно. Но уже есть петиция, которую люди подписывают и отправляют в комитет Думы для того, чтобы не допустить претворения в жизнь этой инициативы.

Автор законопроекта - заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, депутат от «Единой России» 67-летний Александр Василенко. Вторую неделю мы пытаемся получить комментарий, но бесполезно. Депутат на заседании партии, депутат вышел на 5 минут, депутат уезжает в командировку на неделю, нет, он там будет недоступен.

Автор законопроекта уверен, что закачка отходов в землю – это экологически безопасная технология. Более того, он уверен, что это самая надежная технология из всех существующих.

«Комплексы (объекты) подземного размещения (закачки) промышленных стоков и отходов при строгом соблюдении соответствующих технологий не оказывают негативного воздействия на окружающую среду», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

«Технологию размещения (закачки) промышленных сточных вод и отходов в глубоких изолированных горизонтах следует рассматривать как наиболее технологически и экологически доступную и надежную из ныне существующих», - подчеркивается в документе.

Это не так. Спрятать отходы под землю – как спрятать голову в песок. Это не только не решит проблему отходов, это создаст еще больше рисков и угроз для окружающей среды и здоровья людей.

По словам координатора токсической программы Гринпис России Нины Лесихиной, в настоящее время не существует технологий, позволяющих обеспечить безопасность таких объектов, потому вероятность аварии на них очень высока. Более того, даже эксплуатация объектов по подземному захоронению отходов не возможна без постоянных протечек загрязняющих веществ.

- Опасность аварий на таких объектах крайне высока в связи с несовершенством подобной технологии, с большим количеством дополнительных факторов риска, в том числе человеческим фактором. При этом последствия аварий могут быть катастрофическими: если сточные воды или опасные отходы, в том числе радиоактивные, попадут в подземные воды, то загрязненными окажутся и подземные воды, и поверхностные воды, то есть фактически все источники питьевого водоснабжения страны. Необходимо придерживаться принципа предосторожности и ни в коем случае не допускать внедрения технологий с таким высоким уровнем риска, - говорит Нина Лесихина.

Как отмечает эксперт, сегодня закон «Об охране окружающей среды» и Водный кодекс запрещает захоронение токсичных и радиоактивных отходов. Законопроект №934761-6 фактически отменяет действующий запрет на сброс отходов в подземные воды и недра, что ведет к деградации всего природоохранного законодательства, а значит и росту потенциальных опасностей для природы и человека.

Безальтернативный проект

При этом никаких других вариантов обращения с отходами ни одним из депутатов, ни комитетом Госдумы, ни профильным министерством не предлагается. Более того, никакая другая технология даже не обсуждалась.

Ранее в комитете прошел круглый стол, где депутаты и эксперты обсудили проблему промышленных отходов. Ни один из участников этой встречи не выступил с критикой в адрес проекта по закачке отходов под землю. Все спикеры как на подбор рассказывали о великолепном опыте «более полувековой практики», который-таки гарантирует безопасность технологии. Все доклады находятся в открытом доступе, их можно почитать.

«По мнению многих экспертов, эффективность использования недр для целей размещения жидких отходов производства доказана более полувековой практикой эксплуатации таких объектов, которые позволили снизить нагрузку на экологическое и санитарное состояние близлежащих водных объектов, куда до их создания и эксплуатации осуществлялся сброс загрязненных вод», - говорится в рекомендациях комитета по итогам круглого стола.

В России, действительно, технология захоронения жидких промышленных отходов используется с 60 годов. Сейчас в нашей стране около 25 таких полигонов. Например, такие захоронения есть у Сибирского химического комбината Томск-7, Научно-исследовательского института атомных реакторов в Димитровграде Ульяновской области, горно-химического комбината Красноярск-26, Троицкого йодного завода в Краснодарском крае и так далее.

Но примеры из практики – это не гарантия безопасности технологии в масштабах всей страны. Никому в голову из законотворцев не приходит, что некоторые методы и подходы могли попросту устареть или не оправдать себя. Вместе с тем, «более полувековая практика» - это, по сути, единственный аргумент, который приводят сторонники законопроекта. И всё. Никакой оценки воздействия на окружающую среду комитет не проводил. Рекомендации, предложенные комитетом, - это не ОВОС, это просто мнение отдельных экспертов.

- Оценка воздействия на окружающую среду должна содержать конкретные расчеты, показывающие степень воздействия, эффективность мер по снижению воздействия, вероятность аварий и так далее, - объясняет Нина Лесихина.

Сэкономить за наш счет

В пояснительной записке к законопроекту указано, что все это затеяно для того, чтобы в условиях кризиса поддержать предприятия. Они вынуждены платить штрафы за загрязнение окружающей среды, потому что не могут избежать факта загрязнения. В условиях кризиса все это не очень помогает предприятиям стабильно существовать и развиваться. Технология, которую предлагает депутат от «Единой России», возможно, освободит предпринимателей от этих якобы лишних «поборов».

При этом в самом законопроекте об освобождении от экологических платежей не говорится. Однако ранее в ФЗ «Об отходах производства и потребления» были внесены поправки, согласно которым с 1 января 2019 года при размещении отходов на специальных объектах, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду взиматься не будет.

Возможно, все это и делается в интересах бизнеса (впрочем, это тоже спорный момент), но не в интересах граждан и государства в целом. Если предприятия не будут платить штрафы за загрязнение окружающей среды, у них не будет стимула внедрять новые безопасные технологии. И все это, в конечном счете, приведёт к еще большему росту промышленного загрязнения.

- Применение этой технологии лишает предприятия стимулов для внедрения чистых и безотходных технологий, для модернизации своего производства, а государство - стимулов к поиску решений проблемы отходов в целом. Депутаты предлагают закопать отходы, убрав с глаз долой, из сердца вон, а не решить проблему как таковую. У людей будет складываться впечатление, что отходов нет, и их можно производить в таком же количестве и дальше. Но это не так: отходы будут складироваться, накапливаться и представлять потенциальную угрозу для окружающей среды, - отмечает Нина Лесихина.

Это, во-первых. Во-вторых, если предприятия получат какие-то дополнительные материальные бонусы в связи с тем, что не будут платить за загрязнение окружающей среды, то наш бюджет недополучит большое количество экологических платежей, которые могли бы быть направлены на охрану окружающей среды.

Отходы – в землю

Складывается впечатление, словно депутаты и эксперты, продвигающие этот законопроект, не знают о таком способе обращения с отходами, как минимизация образования отходов на производствах.

«Образование отходов производства является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности промышленного предприятия», - говорится в рекомендациях.

Откуда это «неотъемлемой частью»? Во всем мире известен принцип «ноль отходов», или Zero Waste, который подразумевает раздельный сбор отходов, их переработку, возвращение в цикл производства для экономии ресурсов и снижения энергетических затрат и выбросов промышленности. Это, во-первых.

Во-вторых, в развитых странах на производствах стремятся внедрять такие технологии, которые минимизируют образование отходов. Тем более, если это касается опасных отходов.

- Проблему отходов и промышленных стоков необходимо решать, а не закапывать её под землю. Нужно внедрять раздельный сбор с дальнейшей переработкой отходов, исключать опасные химические вещества из производственных процессов и продукции для того, чтобы не образовывались опасные сточные воды, внедрять замкнутый цикл производства на предприятиях, который позволил бы работать по принципу безотходности (когда у предприятий нет ни сбросов, ни выбросов). Есть множество безопасных технологий и практик, которые сегодня уже доступны и активно применяются в Европе и США, - рассказывает координатор токсической программы Гринпис России.

Законопроект, предложенный депутатом от «Единой России», противоречит экологической стратегии-2025, в которой говорится о необходимости «принятия превентивных мер по снижению рисков» и необходимости «реконструкции и перевооружения производств с ориентацией на внедрение экологически безопасных и наилучших доступных технологий».

Почему в развитых странах пытаются смотреть вперед – разрабатывать и внедрять новые технологии, а мы оборачиваемся назад, цепляемся за полувековой опыт и трясем этим опытом, крича о том, что, мол, вот, опыт показал, это же работает, - не совсем понятно. И тем более непонятно, почему по пути наименьшего сопротивления идет именно комитет по природным ресурсам, призванный беречь окружающую среду, а не уничтожать.

Справка: По официальным данным, 15% водных объектов России, которые используются в качестве источников централизованного питьевого водоснабжения, загрязнены из-за промышленных и бытовых сточных вод, а также стоков с сельскохозяйственных угодий.

Количество отходов, которые не перерабатываются, постоянно растет. В настоящее время в России накоплено около 30 млрд тонн отходов, из которых более 400 тысяч тонн являются чрезвычайно и высокоопасными и более 30 млн тонн умеренно опасными. Объем сточных вод в 2014 году составил более 43 млн м3. Сейчас в России функционирует свыше 170 тысяч опасных производственных объектов.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы