Почему совершенствование таможенного администрирования обречено?
Как ФТС умножает таможенное администрирование на ноль...
Специалисты ФТС говорят, что администрирование стало проще, участник ВЭД стал жить лучше.
А участники ВЭД утверждают, что ничего не ощущают.
Оно и понятно,- говорят в ФТС, - ведь участники ВЭД - не специалисты.
(диалог на таможне)
Где хвост начало, там голова мочало.
Администрирование. Таможенное администрирование. Совершенствование таможенного администрирования. Улучшение инвестиционного климата. Все эти процессы уже более года бурно обсуждаются бизнес-сообществом. Настало время собирать камни.
Для начала все же не плохо бы понимать, о чем идет речь, а если точнее - о процессе, который уже более полугода вроде бы совершенствуется.
Так как ФТС в своих документах предпочитает избегать трактовки таможенного администрирования, попробуем предположить, о каком администрировании, собственно, идет речь и что в этом администрировании совершенствуется.
Таможенное администрирование – это деятельность уполномоченных субъектов в области таможенного дела, направленная на реализацию целей и задач, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и Таможенного союза, связанных с эффективным и качественным трансграничным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Исходя из этой трактовки, вроде бы все, что предлагается улучшить, поменять или исключить на площадке АСИ, Координационного совета ГД, Консультационного совета ЕЭК и прочих площадках - логично и к месту, ибо имеет отношение к международной торговле и цепям поставок. Вопрос только в том, что из предлагаемого исполняется и каков результат мероприятий по совершенствованию? Не за горами то время, когда ответы на эти вопросы, в том числе и чиновникам ФТС, придется произносить вслух.
Но что-то подсказывает, что пытливые умы ФТС не остановились на поверхностном понимании таможенного администрирования и окунулись с головой в изучение этимологии слова «администрирование». И, по всей видимости, результат их не разочаровал.
Администрирование - преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов. (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Библиотека словарей "ИНФРА-М")
Это именно то, чего им хотелось, именно то, чего они ждали, именно то, что они готовы и хотят совершенствовать - преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов.
А для полной темноты наступили светлые времена!
Ради справедливости стоит отметить, что ФТС не была инициатором начала совершенствования. По мнению ФТС, таможенное администрирование в России - одно из лучших среди таможенных администраций мира. Так, по крайней мере, заявил на одном из заседаний рабочей группы (на тот момент начальник аналитического управления ФТС) Владимир Ивин. Похоже, что не поверило руководство страны в искренность сказанного чиновником ФТС. И поэтому В. Путин строго наказал урегулировать вопрос взаимоотношений таможни и бизнеса, причем, таким образом, чтобы это заметили не только на Черкизовском рынке, но и на уровне Всемирного банка, и чтобы письменный отчет улучшений был представлен в виде высокого места в рейтинге.
Осознавая неизбежность предстоящей работы по улучшению и совершенствованию, ФТС вынужденно включилась в работу по разработке Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования».
Получается так, что, не дай Владимир Путин посыл год назад о том, что надо бы что-то делать с таможенным администрированием, чтобы как-то облегчить и упростить жизнь бизнесу (а показателем этого улучшения будет как раз место России все в том же рейтинге Doing Business), ничего бы и не делалось по облегчению процедур, связанных с экспортом или импортом товаров.
Организовали площадку, собрали группу энтузиастов, пригласили таможню, начали обсуждать. Ругались, дискутировали, но худо-бедно что-то предложили и согласились поменять, в интересах улучшения инвестиционного климата, то есть в интересах бизнеса. Началась даже реализация разработанных мероприятий по совершенствованию. Но оценки состояния таможенного администрирования на момент начала его совершенствования не было и объективно говорить, что разработанные и предложенные мероприятия ДК что-то улучшают или ухудшают, как-то некорректно.
Да и оценивать положение дел с прохождением процедур по экспорту или импорту товаров могли и могут только исключительно организаторы и исполнители этих самых процедур, то есть экспортеры, импортеры, а также сервисные компании: перевозчики, экспедиторы, таможенные представители, и так далее.
Удивительно, но сегодня некоторые общественные и не очень общественные организации инициативно занимаются мониторингом исполнения мероприятий ДК. Ни эти организации, ни ФТС, ни АСИ, да и бизнес в целом, не могут дать фактическую оценку состояния таможенного администрирования, хотя бы по состоянию на 2012 год. Но что-то же совершенствуется, что-то же, как бы, улучшается… По крайней мере, об этом постоянно докладывает ФТС, да и отдельные специалисты стали рассуждать про поворот таможни к ним лицом. Время покажет, к кому лицом повернулась таможня и лицо ли это вообще….
Как трудно выходить из тупика, если он со всеми удобствами!
Так есть ли оценка состояния таможенного администрирования как такового? Кто-то её делал? Каково на самом деле состояние существующего администрирования, не по бравым отчетам руководства ФТС, а на самом деле, по жизни? Возможно, это секрет для бизнеса. Но Президенту-то рассказать можно? Он-то должен знать, что происходит на самом деле?
Скорее всего, никто не делал анализ существующего таможенного администрирования. Более того, отдельные чины ФТС, в целом еще как-то представляют, что происходит в таможнях, но как осуществляются процедуры, какие есть технологии, как организован порядок, например, декларирования - представляют крайне смутно… А уж нюансы - какие, например, документы являются обязательными при таможенном декларировании и от каких таможенные органы могут отказаться, даже после усиленных консультаций для них остаются белым пятном. Но эти специалисты от ФТС как раз и занимаются вопросами совершенствования таможенного администрирования по методикам Doing Business.
Исходя из положения России в различных рейтингах (Doing Business - 162 место из 183 стран, в рейтинге LPI - 94 место из 155 стран), не ноль, но очень близкое к нулю состояние администрирования. А на ноль, что ни дели, что ни умножай, результат известен. Так в каком состоянии находится таможенное администрирование, что его так нежно и аккуратно решили чуть-чуть совершенствовать, и что особо поражает, за четыре месяца, получили такой, по мнению ФТС, фантастический результат улучшений?
Исходя из положения России в рейтингах DB и LPI, состояние таможенного администрирования - жесткая бюрократия с ярко выраженным волюнтаризмом, в вопросах оперативного администрирования и электронных технологий - нарастающий хаос. А в вопросах коммерциализации процедур и технологий – полный экстаз! Так что же все-таки совершенствуется и, самое важное, до какого состояния планируется это самое совершенствование?
Эксперты ФТС озаботились методикой Doing Business. Оно и правильно, шутка ли - на 140 пунктов вверх за менее чем за 8 лет, особенно если учесть, что менять ничего не хочется и не планируется. Даже раскритиковали методику Doing Business, попробовали проверить, точно ли по методике - два плюс два равно четыре, подтвердилось - четыре. Тут, увы, вам господа эксперты ФТС, не таможенная статистика, не подогнать под желаемый результат. Но при этом, сами же эксперты ФТС внесли большую часть мероприятий в ДК, которая к бизнесу имеет крайне опосредованное отношение, хотя раздел в Doing Business называется «Международная торговля», и в нем нет ни одного показателя, ни одной оценки работы таможни, там речь идет о барьерах, административных, криминальных, коррупционных.
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.
На Красноярском форуме, кто-то из АСИ (там так активно все бежали к «телу», что до сих пор непонятно, кто и что там), из как бы «предпринимательской инициативы» представлял перед премьером отчеты по реализации дорожных карт. Но, так как человек, который говорил про состояние реализации ДК «Совершенствование таможенного администрирования», обозначил, что с Давыдовым Р.В. (Заместитель руководителя ФТС) был на Бурачках и Каширском таможенном посту, то он хоть видел таможню, правда, очень смутило его заявление «про разворот» таможни к ним лицом. Я так понимаю, что этот разворот к ним лицом произошел именно после совместных посещений двух таможенных постов. И если к Каширскому демонстрационно-показательному посту вопросов нет, то, что же произошло такого на Бурачках, что таможня развернулась к ним лицом?
И еще больше интересует, а какой стороной до этого к ним была повернута таможня, и где все-таки у таможни лицо? Ну и самое главное, - а когда таможня перестанет вертеться, а станет таможней для бизнеса – «устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами». (Киотская конвенция)
Грустно видеть, как одна из немногих инициатив бизнеса, вместо того, чтобы что-то улучшить и изменить, превращается в обыкновенную профанацию!
Не завидуй мудрецам. Не гордись своим умом.
Зная, как один из заместителей руководителя ФТС «любит» «ПРОВЭД», неоднократно был замечен в цитировании «ПРОВЭД», более того, не упускает возможность среди коллег пропиарить «ПРОВЭД» (правда, необычным образом, а, значит, читает и отслеживает…), хочу проинформировать его:
Криминальный бизнес, или как Вы любите использовать термин - контрабандный, не участвует в рабочих группах и инициативах, у него и так все хорошо, улучшать ему нечего, а если возникают вопросы, то он не возмущается публично, а инкогнито приезжает на «Фили» и договаривается. Иногда представители ездят по бизнесменам ...
Как-то уж чересчур настойчиво обвиняется весь российский ВЭД-бизнес во всех грехах. Не ФТС ли знать, что без участия таможни организовать какую-либо контрабандную схему просто невозможно…. Может быть, прежде чем заняться «лечением бизнеса», начать с себя, с таможни?
По сути, бизнес и не должен давать советы властям, как должна работать таможня, как государственный институт, но в вопросах взаимодействия таможни и бизнеса, тут никак не обойтись без советов, сотрудничества и рекомендаций бизнеса.
Одно радует, муки тяжкие по совершенствованию таможенного администрирования закончены, реализация мероприятий по улучшению инвестиционного климата закончена. ФТС нашла «правильный» вариант совершенствования идеального нуля, и чтобы бурно продемонстрировать деятельность перед президентом и в рейтинге Doing Businessа, как-то подняться:
- Необходимо убрать с пробега недовольный бизнес, оставить в формате общения только согласных совсем и одобряющих все, желательно единогласно. Все, кто не согласен – контрабандисты или маргиналы.
- Так как менять ничего не планируется, а улучшать ноль пока невозможно, выход есть - надо поработать с Doing Business, плотно и предметно поработать, а не поймут - денег предложить, а если не захотят договариваться, то «газ отключить», и так далее по всему арсеналу мер принуждения.
- И очень важно обеспечить обратную связь, желательно, чтобы это были слова безграничной благодарности «за сделанное», хотя бы на уровне «Браво! Бис!!!» Не плохой пилотный вариант получился у ФТС с выездом на МАПП Бурачки, чтобы в режиме реального времени посмотреть и оценить, как же в автоматическом режиме работает СУР по предварительной информации. Видимо, такое неизгладимое впечатление произвело на «выехавших» увиденное на МАППе, что они уже третий месяц в унисон рассказывают о великой поездке на Бурачки. Но даже заместитель руководителя ФТС ни разу так и не сказал, что же конкретно там они такое увидели прогрессивного и улучшенного, а самое главное, как они это увидели.
Сложно описывать невозможное. Для непосвященного человека, это то же самое, что поехать из Москвы в Петербург, чтобы оценить, как работает операционная система Linux, при условии, что все оценщики знают только Windows.
Подписка