Экономика

Бизнес по понятиям — 90-е на новый лад

В России уже два года запрещено помещать в СИЗО до приговора предпринимателей, обвиняемых по «экономическим» статьям. Тем не менее, за эти два года число арестованных выросло с 3 800 до 6 100 человек.

14 января президент Владимир Путин похвалил Агентство стратегических инициатив за работу в 2015 году. О таком эпизоде, как арест одного из его руководителей, главы представительства АСИ в ЮФО Александра Хуруджи, упомянуто не было. Между тем, дело Хуруджи оказалось резонансным не только для донского региона — откликами на него стали предложения изменить закон. Казалось бы, отчего столько шума, ну попал бизнесмен, один он такой, что ли? В этом-то все и дело — в тенденции, набирающей обороты.

Напомним, 40-летний бизнесмен  был задержан в ночь со 2-го на 3 декабря в ростовском аэропорту. Год назад у него как у совладельца волгодонской компании «Энергия» возник спор с ПАО «МРСК Юга» о задолженности за транспортировку электроэнергии. Более 500 млн рублей по решению арбитражного суда с «МРСК Юга» было взыскано в пользу АО «Энергия», а позднее эти деньги стали поводом для обвинения в «хищении». Сейчас бизнесмен заключен под стражу и находится под следствием по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере.

Тенденция может стать нормой

«В аресте Александра Хуруджи практически сразу же обнаружилась политическая подоплека, - комментирует политолог Сергей Смирнов. - Во-первых, он не только предприниматель, но и публичный общественный деятель, представитель АСИ. Во-вторых, сам арест был неожиданным и, по мнению многих ростовчан, чрезмерной и неоправданной мерой. В-третьих, это не первый и, к сожалению, не последний случай, когда правоохранительные органы не могут или почему-то не хотят объяснять свои действия».

Как считает адвокат задержанного Роман Яньшин, для заинтересованных личностей это способ оказать давление путем привлечения правоохранительных органов. Причина банальна — завладение бизнесом, пакетом акций, которые принадлежат Хуруджи. Цена вопроса — более полумиллиарда рублей.

«В ходе хозяйственной деятельности двух субъектов одно лицо оказывает услугу другому по передаче энергии, второе оспаривает тарифы — это же чистая экономика. А вменяется мошенничество. Что еще показательно: два человека преследуются по этому уголовному делу — Александр Хуруджи и руководитель «Энергии» Сергей Конопский. Последний заключал контракты, составлял соглашения – выполнял конкретные действия, но находится под домашним арестом. А акционер Хуруджи заключается под стражу. Законы должны применяться ко всем единообразно — не важно, Васильева это или обычный дворник. Если есть запрет на заключение бизнесменов под стражу — почему в отношении одного он применяется, а для другого нет?» – спрашивает Роман Яньшин.

И сам же отвечает: «Это нарушение, цель которого сломить  волю арестованного, сделать его более «договороспособным».

«Правонарушения, которые вменяют Хуруджи, лежат именно  в сфере предпринимательской деятельности, – считает и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза. – Законодательно государство в лице правящей верхушки приняло решение запретить арест предпринимателей, если дело лежит в плоскости их предпринимательской деятельности. Мы должны этим руководствоваться».

Председателя общественной организации «Совет предпринимателей в Ростовской области» Игоря Симакова ситуация беспокоит больше как системная, поскольку оказалось, что Александр Хуруджи в камере сидит с несколькими предпринимателями с похожими историями.

«Нас ещё с 90-х годов волновали бандитские наезды на бизнес, а сегодня основной проблемой становятся силовики. Использование государственных институтов для решения экономических споров — это тревожная тенденция. Особенно для высокомаржинальных рынков, таких, как энергетический», - обеспокоен Игорь Симаков.

Он рассказал, что донские бизнесмены направили заявление для рассмотрения  на Общественном совете при областной прокуратуре, но получили устный ответ, что все действия законны. Более того, они попытались выяснить, сколько еще предпринимателей находятся в камерах по подобным обвинениям, скольких суды оправдали — в этой информации им отказали. 

«Нас смущает еще и то, что один из акционеров «МРСК Юга» находится в правительстве области, - продолжает Игорь Симаков. - Вообще, это тема взаимодействия государства с законом, который легко интерпретируется заинтересованным лобби. А это значит, работает не закон, а понятия. Хуруджи, с точки зрения закона прав, а по понятиям оказался не прав, поэтому ему показали, в какой стране работает. Ощущение, что мы возвращаемся в 90-е, только сейчас правила диктуют не бандиты, а силовики».

Общественность негодует — власть молчит

Краснодарское краевое отделение организации «Опора России», возмущенное арестом Хуруджи, выступило с законодательной инициативой, чтобы защитить предпринимателей от необоснованного преследования. Они предлагают, чтобы суд при рассмотрении «предпринимательских» дел принимал во внимание письменное заключение Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Особенно когда речь идет о решении заключения под стражу.  Также предлагают предоставить омбудсмену участвовать в рассмотрении подобных дел.

Ранее, обращаясь к Президенту, председатель краснодарского краевого отделения организации Даниэль Башмаков говорил: «В своём обращении Федеральному собранию Вы привели статистику за 2014 год, где только 15% уголовных дел возбужденных по экономическим преступлениям доведены до суда. 83% предпринимателей, находящихся под следствием, лишились своего бизнеса - это 166 000 предприятий! Однако в этот же день, 3 января 2015 года Ленинский районный суд Ростова-на-Дону заключил под стражу Александра Хуруджи, акционера АО «Энергия и руководителя представительства АСИ в ЮФО. Ущерб инвестиционному климату региона в данном случае сложно переоценить».

«Когда речь шла о Ходорковском, Лебедеве, казалось, что это далекие звезды, - вторит ему Игорь Симаков. - Теперь выясняется, что ситуация спускается на региональный и даже муниципальный уровень, и сделать ничего невозможно. Президент говорит одно, а силовики поступают по-своему. История Хуруджи — политико-экономическая, она доказывает, что предпринимателей продолжают сажать».

Вот самые яркие примеры только из донского региона. Больше года за решеткой находится гендиректор ООО «Ростовский универсальный порт» Андрей Лещенко, которого подозревают в мошенничестве на 505 млн рублей. Предприниматель из Новочеркасска Юрий Осипенко уже пять лет сидит в СИЗО, и в отношении него до сих пор не возбуждено уголовное дело.  Ростовчанин Иосиф Кацив, приговоренный к 6-летнему заключению, после 5 лет нахождения за решеткой освободился по УДО после вмешательства бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

«Эти строки я пишу, находясь в камере»

Когда работа над этим материалом подходила к концу, в интернете появилось обращение к предпринимателям, написанное самим Александром Хуруджи. В нем он детально рассказал о том, чем занимался в компании «Энергия», об особенностях построения «энергетического» бизнеса. В конце он делает вывод: «Получается, что ТСО были нужны, когда подбирали «бесхоз», восстанавливали брошенные заводские сети, спасали банкротившиеся МУПы, приобретали проблемные сети застройщиков. Но вот, наступил момент, и нам говорят: «вы больше не нужны, кто посыл не понял – в тюрьму».

«Только представьте: ваша компания оказывает услугу, вам не платят. Вы обращаетесь в суд и, выиграв его, взыскиваете денежные средства с МРСК. Они обращаются в полицию, которая, не имея никакого представления о том, в чем, собственно, состоит ущерб, верит на слово заявителю и возбуждает уголовное дело. Чтобы вы не знали о том, что происходит в деле и не смогли защитить себя, дело возбуждается в отношении «неустановленных лиц». Заодно следствие с помощью финмониторинга просматривает вашу деятельность лет на 10 назад, проводит обыски, блокирует работу предприятия допросами, угрозами персоналу, арестом счетов», - говорится далее в документе.

Выступая как представитель энергетической отрасли, он предлагает коллегам подготовить обращение к президенту и министру энергетики РФ с описанием проблемы и просьбой срочно провести совещание: «Текущая ситуация нуждается в разрешении, иначе катастрофы в отрасли не избежать». Заметьте,  сидя в камере, он обращается к власти не с тем, чтобы его выпустили, а чтобы обратили внимание на состояние энергетики. К этому добавить нечего, это само характеризует и власть, и бизнес.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы