Аналитика

Великий рынок плохих китайских шуб

В России мех, в отличие от многих стран Европы, пока ещё популярен. С ним ещё у части населения связан стереотип о достатке и благополучии. Русский человек до сих пор мог оправдать свою любовь к меху перед теми, кто считает это пережитком, чуждым цивилизованному человеку, тем, что климат в России суров и надёжнее кутаться в шкурки невинно убиенных зверьков. Но опыт показывает, что шубы для русских не такие уж и тёплые, потому что делают их часто по очень экономным технологиям.  Что творится сегодня на российском шубном рынке и чья продукция там на самом деле находится?

Исторически именно меха считались одним из самых ценных товаров, поставляемых Россией заграницу - шкурки соболей, лисиц и песцов считались лучшим подарком для знати. Ещё со времен Российской Империи страна была безоговорочным лидером скорняжного ремесла. Советский союз приумножил это богатство, и страна вышла на первое место в мире по объему разводимых пушных зверьков, а благодаря расположению производств, в сельской местности создавались рабочие места.

После перестройки большинство предприятий закрылись или были распроданы, а о какой-либо государственной поддержке отрасли не велось и речи. Сегодня ситуация такая же. В результате в России в настоящее время действует всего несколько сотен зверохозяйств и ещё меньше заводов, осуществляющих полный производственный цикл, а доля производства на мировом рынке по оценке Российского пушно-мехового союза  сократилась до 5% .

Этой цифре предшествовало  как продолжительное снижение производства шкурок, так и готовых меховых изделий. Импортные поставщики постепенно вытесняли отечественных производителей, и Россия год за годом теряла свои позиции на мировом рынке.

Сегодня в Китае ежегодно производится до 87 млн шкурок, из них около 30 млн приходится на самый популярный мех норки. В пятерку лидеров также входят США, Греция, Дания и Польша. В России же производится всего лишь около 3 млн шкурок, однако и они не пользуются большой популярностью на мировых аукционах пушнины. Все дело в том, что на мировом рынке цены диктует Китай, и они достаточно низкие. Европейские производители, используя современное оборудование, ещё могут тягаться с Поднебесной. Однако российские, в работе которых часто преобладает ручной труд, а методики обработки и сортировки шкур значительно устарели, просто не могут сделать цену дешевле. Кроме того, часто не совпадают и технологии обработки шкурок, в результате чего отечественная продукция просто не подходит под западные стандарты. 

Вместе с тем именно Россия остается первой страной - потребителем мехового сырья и занимает третью позицию в объеме мирового потребления готовых меховых изделий. Продукцией своего собственного производства страна себя не обеспечивает даже на треть.

На фоне тотальной зависимости от импортного рынка, ситуация в отрасли заметно ухудшилась. Если в начале года спад прогнозировался только на уровне 15-20%, то сегодня по данным Росстата, он заметно выше. Индекс производства по направлению выделки, крашения меха и производства меховых изделий сократился на 27%.

 mex1

Основная причина этого - девальвация рубля. Большинство российских предприятий, занимающихся изготовлением меховых изделий, закупают продукцию на международных аукционах, оплачивая её в долларах и евро. Кроме того, ещё с самого начала года многие компании, опасаясь дальнейшего ухудшения ситуации и падения спроса со стороны покупателей, снизили закупки и объемы производства. Как оказалось, производители беспокоились не зря, спрос действительно сократился.  Цены на продукцию тем временем подросли - по сравнению с октябрем 2014 года в среднем меховые женские пальто из натурального меха подорожали на 11% до 42 тысяч  рублей, женские меховые шапки на 6,3% до 7,8 тысяч рублей, а мужские шапки  на 8,4% до 5,9 тысяч рублей.

mex2

Говоря о средних потребительских ценах, нельзя не сказать и о другом важном моменте. По словам российских производителей, цены на многие шубы (за исключением относительно недорогих мутона, кролика) должны начинаться от ста тысяч рублей, а на шубы из самого популярного сегодня меха норки и вовсе от двухсот тысяч. Однако сегодня в магазине или на рынке норковую шубу можно увидеть и за 30 тысяч. Иными словами, на российском рынке преобладает в основном дешевая продукция, именно она и формирует среднюю цену. Как правило, она имеет низкое качество. Китайцы уже давно научились делать растяжку шкурок норки не на 110%, как этого требуют стандарты, а на все 200 и 300%, а о различных уловках с перекрашиванием и заменой меха не стоит и говорить.  Покупателям на рынках и в магазинах такие изделия преподносятся как элитные шубы из Греции и Италии.

По данным органов статистики, выручка отечественных предприятий, занятых выделкой и крашением меха, а также производством меховых изделий выглядит просто смешно  - за первое полугодие 2015 года они заработали только 592,6 млн рублей. Рост к аналогичному периоду прошлого года был значителен - 38%, но во многом он был обусловлен инфляцией. Показатели  выручки от производства стабильно снижались с 2009 года, и сегодня отрасль вернулась в прошлое на 10 лет назад.

mex3

Предприятия, осуществляющие розничную торговлю меховыми изделиями, сегодня тоже переживают не лучшие времена. Их выручка увеличивалась параллельно с ростом импорта в Россию, поскольку основной товар на продажу  – зарубежного производства. Обвал показателей начался ещё с 2014 года, когда из-за падения стоимости национальной валюты импортные закупки резко подорожали.  Органы статистики пока не подсчитали объемы их выручки в 2015 году, однако к 1 января уходящего года они уже сократились на 60%, а снижение в этом году обещает быть ещё более масштабным.

Российский рынок зависим от импортной продукции уже много лет. Это подтверждает таможенная статистика. Ежегодно в страну ввозилось товаров более чем на 200 млн долларов.

mex4

Стоимостные объемы при этом с каждым годом падали (с 471 млн в 2012 году до 243,8 млн в 2014 году) из-за большого предложения со стороны Китая и низких цен на его товары. Кроме того, по мере развития технологий обработки заметно падала себестоимость изделий. К примеру, производители  очень быстро взяли на вооружение идею шить шубы из маленьких кусочков, которые раньше и вовсе относили к отходам производства, а также комбинирование разных видов меха в одном изделии. Также  сегодня на российском меховом рынке велика доля так называемого «серого» импорта - нелегально ввезенных товаров, без уплаты пошлин и налогов, а также с существенным занижением таможенной стоимости. Его масштабы оценивают от 50 до 80%. Объем ввезенного товара для начисления платежей учитывается по весу, а реальная стоимость его занижается  всеми возможными методами. В самом магазине выявить незаконно ввезенную продукцию уже практически невозможно. 

Плохая экономическая обстановка в 2015 году привела к заметному падению импорта: по сравнению с январем-сентябрем прошлого года стоимостные объемы упали на 43%, а физические на 37%. Зарубежные поставки носят сезонный характер, однако даже в осенние месяцы им не удалось выйти на прошлогодний уровень.

mex5

Структура поставок в целом осталась прежней - на Китай приходится половина всего импорта  - 45,89 млн долларов. Стоит отметить, что по сравнению с январем-сентябрем прошлого года его доля выросла на 6% в общей структуре импорта - в условиях падения курса рубля многим компаниям стало гораздо выгоднее сменить поставщиков именно на китайских, потому что их продукция дешевле. Стоит также добавить, что многие меховые компании России отшивают шубы не на родине, а именно там, в том числе даже крупные игроки рынка «Снежная Королева» и меховая фабрика «Каляев».  На втором месте по объемам импорта - Турция. В январе-сентябре из страны было импортировано меха и меховых изделий на сумму 17,56 млн долларов. В целом качество турецких товаров выше китайских, при этом в стране практически нет пушного зверохозяйства, и изделия там шьются на заказ от греческих и итальянских фирм.

mex6

В меховой отрасли России сегодня сложилась крайне неправильная и невыгодная для экономики система - за рубежом мы практически полностью закупаем только готовую продукцию - уже сшитые шубы, дубленки, шапки. На них приходится 80% всего российского импорта мехов. Пушно-меховое сырье или выделанные шкурки Россия практически не закупает - обрабатывать шить из них что-либо внутри страны намного дороже.

mex7

В то же время, если возвращаться к объемам экспорта и импорта, то можно увидеть, что, несмотря на убытки и проблемы внутреннего производства, отечественные товары все же пользуются спросом на мировом рынке. В 2014 году объем экспорта меха и меховых изделий составил 118,18 млн долларов, а за 9 месяцев 2015 года и вовсе почти сравнялся с импортом - 85,27 млн долларов. Проблема заключается в том, что 70% от этого экспорта составляет пушно-меховое сырье - относительно дешевые шкурки достаточно низкой степени обработки.

Кризисные месяцы 2015 года, как и следовало ожидать, привели к росту экспорта, продавать за рубеж при низком курсе национальной валюты выгодно, об этом свидетельствует рост поставок в физическом выражении на 8,9%. Стоимостные объемы экспорта при этом упали на 19% - это означает, что компании стали поставлять за рубеж продукцию по заниженным ценам.

mex8

Основные покупатели российского меха – Италия (23,43 млн долларов), Великобритания (17,1 млн долларов) и Китай (7,42 млн долларов). При этом большая часть продаваемой пушнины не возвращается обратно в страну в виде готовых изделий (можно вновь обратиться к структуре экспорта, где в поставках товаров главенствуют Китай и Турция). Наличие собственных фирменных производств в Италии, Греции, Турции и других странах, откуда товары уже попадают в Россию, скорее рекламная «утка» для покупателей, в реальности их мало. Основная часть шкурок из России – более дешевых по сравнению с европейскими, но лучшего качества, нежели в Китае – окончательно уходит на аукционах в страны Европы и США. 

mex9

Тем не менее, стоит все же отдать должное российским производителям  - в 2015 году им удалось увеличить на 66% экспорт готовой одежды из натурального меха до 22,35 млн долларов, что в условиях конкуренции на мировом рынке можно считать достижением.  Пока в общей структуре экспорта на неё приходится только четверть. Основной рост поставок пришелся на Великобританию, Беларусь и Латвию.

mex91

Причина же кроется в том, что на фоне низкого спроса со стороны населения и снижения покупательной способности товары стало выгоднее поставлять на внешний рынок даже в условиях сокращения производства в отрасли.

Таким образом, для простых потребителей сегодня наступили не самые лучшие времена - цены на меховые изделия выросли, производство сократилось, а на рынке значительно вырос риск купить некачественную импортную продукцию или подделку. 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы