Свое мнение

О «бедном» РОСТЭКе замолвите слово…

О «бедном» РОСТЭКе замолвите слово…

В статье «Зачем таможне зонты?» мы пытались отследить логику принятия решений ФТС по вопросам управления товаропотоками. Повествование было бы неполным, если бы мы не затронули вопрос роли и места РОСТЭКа в системе ФТС.



СПРАВКА:
ФГУП «РОСТЭК» было образовано на основании Постановления Правительства РСФСР от 26.12.1991 №65. Первоначальное предполагаемое название - Всероссийский строительно-эксплуатационный концерн (сразу чувствуется размах). Во исполнение решения коллегии ГТК России от 16.03.92 приказом ГТК РФ от 01.04.1992 №109 в системе ГТК РФ создано Государственное строительно-эксплуатационное предприятие \"Ростэк\", которое определено в качестве базового для создания уже упомянутого Всероссийского строительно-эксплуатационного концерна.

Единственным учредителем является ФТС РФ.

Распоряжением ГТК РФ от 26.12.02 №797-р утвержден новый Устав РОСТЭКа.

Основные виды деятельности:
• Строительство, ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры (РОСТЭК является заказчиком от имени ФТС этих видов работ)
• Деятельность в качестве комиссионера.
• Околотаможенные услуги.
Распоряжением Правительства РФ от 01.02.05 №103-р закреплено ведение РОСТЭКа Федеральной таможенной службой (в качестве единственного ФГУП).


В соответствии с российским законодательством Федеральное Государственное Унитарное Предприятие ОБЯЗАНО публиковать свою итоговую отчетность. Однако, вся обязательная публичная отчетность ФГУП РОСТЭК, заканчивается 2006 годом. По итогам работы за 2006 год РОСТЭК имел следующие показатели: валовый доход – около 3 млрд. руб., прибыль - 173,7 млн. руб., чистые активы – 644 млн.руб. (Что имеет сейчас – неизвестно. С приходом новых руководителей эта информация в открытых источниках почему-то стала недоступна).

В мае 2006 года руководителем ФТС был назначен А.Бельянинов. В начале 2007 г. А.Бельянинов назначает руководителем РОСТЭК своего советника – А.Повстяного (официально назначен 23.10.2007), в 90-х годах работавшего под руководством А. Бельянинова в финансово - банковском секторе.

Уже 3 июля 2007 г. проводится Коллегия ФТС России. Один из вопросов: \"О роли и месте ФГУП \"РОСТЭК\" в системе таможенных органов Российской Федерации\". Решением коллегии были определены приоритетные задачи развития системы.

«Главная задача - завершить формирование многоотраслевой структуры \"РОСТЭК\" как единого вертикально-интегрированного предприятия.
В капитальном строительстве сконцентрировать основные усилия в проектировании и строительстве объектов, включенных в федеральную целевую программу \"Государственная граница Российской Федерации 2003-2010 гг.\".

В области эксплуатации и технического обслуживания:
- обеспечить активное участие в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проводимом таможенными органами;
- увеличить объем деятельности в области эксплуатации, обеспечить расширение сферы деятельности и круга заказчиков.

В области развития таможенной инфраструктуры:
- создание и развитие на базе объектов ФГУП \"РОСТЭК\" околотаможенной инфраструктуры, в том числе сети таможенных терминалов и складов. Такие терминальные комплексы должны быть созданы на основных направлениях грузооборота как на пограничных переходах, так и в крупных транспортных узлах» (из Решения Коллегии).

Приблизительно в то же время, после знаменитой фразы Президента В.Путина про «слияние в экстазе», в госструктурах шла активная дискуссия по вопросу создания нового агентства по обустройству государственной границы. Вариантов было два: создать новую структуру на имеющихся мощностях РОСТЭКа (что было вполне логично), либо же начать с нуля. Первый вариант был менее затратным и практически уже решенным. В одном из интервью А.Повстяный признался: «Если агентство будет создаваться отдельно от нас, мы готовы оказывать помощь в его создании. Хотя, на мой взгляд, логичным было бы решение создавать агентство на основе инфраструктуры системы предприятий “Ростэк”». Что конкретно произошло, осталось за кадром, но сценарий пошел по варианту №2. Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) было создано Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 2007 г. № 1359 и РОСТЭК лишился одного из «заработков» – участия в распиле бюджетных средств по ФЦП «Государственная граница 2003-2010» (общий бюджет более 55 млрд.руб).

Встал вопрос поиска альтернативных источников финансирования. И летом 2008 года неожиданно для всех рождается пресловутая «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации». Концепция была принята на коллегии ФТС 29 августа, а 25 ноября одобрена на заседании Государственной пограничной комиссии под председательством премьера В. Путина. А поскольку денег под эти цели в бюджете не было предусмотрено, на этом же заседании таможне было дано поручение о подготовке ФЦП «Таможня на границе 2011-2020». На тот момент речь шла о финансировании в размере 9-12 млрд. руб. Через несколько месяцев, к моменту создания концепции ФЦП (сентябрь 2009 г.) аппетиты таможенных чиновников выросли до астрономических 77,8 млрд. руб.!

В качестве «контрольного выстрела» в ФТС разработали Стратегию ФТС до 2020 года, которая была одобрена на коллегии ФТС позднее, 20.06.2009. В основу данной Стратегии и легла уже упомянутая концепция. Разработка проекта постановления Правительства по утверждению Стратегии запланирована на 4 кв. этого года.

Между тем, в начале 2010 года Счетной палатой была составлена

аналитическая записка

по этому вопросу, из содержания которой следовало, что реализация концепции потребует инвестиций в размере 92 млрд руб., а экономический эффект от данной меры составит лишь 32,7 млрд руб! Что называется – почувствуйте разницу.

А что же Росграница? – спросите вы. Вы удивитесь, но они тоже разрабатывают новую ФЦП «Государственная граница 2012-2017»! И тоже под немалые деньги. Только ФТС к этой кормушке, как вы поняли, уже не будет допущена. Помните, как в старом советском фильме: «У них своя свадьба, а у нас –своя свадьба».

Но вернемся к Концепции. \"К имеющиеся инфраструктуре необходимо обустроить около 40 терминалов с пропускной способностью до 2 тыс. машин в сутки\", - заявил В.Ивин (начальник Аналитического управления ФТС) по итогам заседания ГПК. О каких же терминалах идет речь?

Для начала послушаем того же г-на В. Ивина: «Строительство и оборудование (в соответствии с требованиями министерств и ведомств) ТЛТ, как и СВХ, будет осуществляться при поддержке региональных властей заинтересованным бизнес-сообществом, которое уже проявляет интерес и реализует проекты по возведению терминалов. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенные органы не являются инициатором создания СВХ и при соблюдении установленных законодательством требований к созданию и обустройству СВХ, таможенные органы не вправе отказать о включении их в Реестр, поэтому ФТС России не строит конкретных планов по созданию СВХ. В компетенцию ФТС России входит принятие решения о создании или отсутствии необходимости создания на территории СВХ таможенного органа. При принятии такого решения ФТС России исходит из того, насколько крупным и современным является СВХ и какова будет загруженность создаваемого таможенного органа (предпочтение, конечно, будет отдано СВХ класса А, имеющим ячеистую структуру)».

Как ФТС воплощает эти слова в жизнь, мы уже увидели на примере московского региона. А теперь заглянем в

перечень запланированных ТЛТ

. Половина из них (26) – чисто ростэковских, причем только 7 из них – класса А. Из другой половины часть также находится под контролем РОСТЭКа, остальные – либо находятся вне интересов, либо вне конкуренции РОСТЭКа. Как правило, эти склады уже действующие, либо в высокой степени готовности. В графе «общая сумма затрат» (за редким исключением) фигурирует запись «не определено». Вывод из представленных данных напрашивается сам собой: под словами «интересы бизнес – сообщества» предполагаются интересы РОСТЭКа, а цель концепции – выбить денег из бюджета для строительства ТЛТ под этим брендом. Зачем? Ответ на поверхности: взять под контроль товаропотоки на основных направлениях и за счет этого увеличить доходы, получаемые от сектора околотаможенного сервиса. Без складов этого не сделать. РОСТЭК, как брокер, несмотря на сертификат ISO и поддержку кормящихся с руки таможенных начальников, явно проигрывает. Особенно, в крупных городах, где традиционно жесткая конкуренция. А вот на границе РОСТЭКу сложно подобрать конкурентов: по разветвленности сети (в структуре РОСТЭКа 46 им же учрежденных ЗАО) ему нет равных, да и административное влияние со стороны таможни тем сильнее, чем дальше от центра.

Поэтому, не дожидаясь поддержки Правительства на данном этапе, ФТС стала проводить агрессивную политику, направленную на уничтожение деятельности других участников рынка в интересах РОСТЭКа, тем самым создавая в первую очередь прямые угрозы безопасности государства, а затем уже проблемы бизнесу. Сделать такую очевидную монополию прозрачной для контролирующих органов, некриминальной и управляемой даже в теории не возможно.

Такими действиями стали:

• Вытеснение из системы поручительства всех участников, за исключением РОСТЭК.

• Назначение РОСТЭКа единственным координатором эмиссии таможенных карт. При этом долго и успешно работавшая в этой сфере система «Таможенная карта» вытеснена с рынка с помощью административного влияния ФТС.

• Реформы таможен Москвы и Санкт-Петербурга, приведшие к сокращению таможенных органов и передислокации оставшихся на СВХ РОСТЭКа. Например, перемещение таможенного поста «Южный» Санкт-Петербургской таможни с СВХ «Совавто» на СВХ «Руслан» (РОСТЭК). Нехватка собственных складских мощностей РОСТЭКа также не особо смущала, условием размещения поста на складе сторонней организации стало участие РОСТЭКа в бизнесе соискателя. Например, в разных источниках уже звучала информация о передаче в собственность РОСТЭКа части терминала в Янино, а также ТЛК «Эврика» в Гатчине.

• Объявленные планы по строительству ТЛТ в приграничных районах. Из заявлений руководства РОСТЭКа, «с начала 2011 года ФГУП «РОСТЭК» приступает к активной фазе реализации строительства многофункциональных таможенно-логистических терминалов в регионах России».

• Эксклюзивное использование системы поручительства при транзитных операциях от пунктов пропуска до любого таможенного поста России. В соответствии с приказом ФТС России № 917 от 25.07.2008г. и заключенным ФТС России и ФГУП «РОСТЭК» «Договором поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите» ГП/04-01-10-2008 от 22 октября 2008г. через представительства РОСТЭКа на границе предлагаются платные услуги поручительства перед таможенными органами по обеспечению уплаты таможенных платежей. Естественно, что, обладая таким преимуществом, РОСТЭК является единоличным посредником между перевозчиком и таможней на пунктах пропуска, взяв на себя основные сервисные функции по оформлению транзита.

• Прямая агитация должностных лиц таможенных органов пользоваться услугами РОСТЭК «правильного брокера, во избежание сложностей при прохождении таможенных формальностей».

Указанный вектор движения имеет явную направленность на уничтожение на рынка околотаможенных услуг других игроков, монополизацию ведения бизнеса, подрыв основ рынка и, в конечном итоге, огосударствление данного сектора экономики. Подобное администрирование не делает привлекательным для инвесторов территорию РФ и грозит переориентацией товаропотоков в пользу других стран – участниц Таможенного союза.
Насколько это соответствует это курсу президента на модернизацию и позиции премьера по среднему бизнесу? Ответа мы вряд ли дождемся…

Алексей Романов

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...