Экономика

«Дочка» «Ростеха» может убить конкуренцию

В начале июля глава государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов обратился к Владимиру Путину с просьбой сделать «Национальную иммунобиологическую компанию» («Нацимбио»), являющуюся 100%-ой «дочкой» госкорпорации, единственным поставщиком лекарств для лечения ВИЧ, туберкулеза и гепатита в рамках государственных закупок до 2020 года, а также препаратов крови до 2025 года. Как сообщали «Коммерсант» и РБК со ссылкой на свои источники, президент это предложение поддержал. Прошло уже почти два месяца, но официальной информации об этом пока нет. Идею монополизации рынка эксперты и конкуренты восприняли негативно, но на волне импортозамещения у подобных проектов очень много шансов на успех – тем более при поддержке главы государства.

Сам Сергей Чемезов оценивает фармацевтический рынок РФ в один триллион рублей в год. При этом объем госзаказов, по его мнению, составляет около трети этой суммы - чуть более 300 миллиардов рублей. Закупки препаратов, которые в будущем будут производить в рамках «Нацимбио», составляют около 80 миллиардов рублей - это 25% рынка государственных закупок и 8% всего российского рынка лекарств. «Дочка» «Ростеха» на госзаказах планирует заработать порядка 50 миллиардов рублей до 2020 года. Как пишут СМИ, компания сможет на 90% обеспечить потребности страны в этих лекарствах. Таким образом, по словам Сергея Чемезова, государство сможет поддержать отечественного производителя.

Между тем компании, которые входят в состав «Нацимбио» (это ОАО «Синтез», ООО «Форт» и ФГУП НПО «Микроген»), сейчас производят препараты для лечения ВИЧ, туберкулеза и вирусных гепатитов в недостаточном объеме – этого не хватит, чтобы покрыть все госзаказы. Следовательно, до тех пор, пока объем производства не будет покрывать на 100% потребность в указанных препаратах, «дочка» «Ростеха» будет просто еще одним посредником между госзаказчиком и реальными производителями и будет аккумулировать у себя свою посредническую наценку.

Возникает резонный вопрос, нужен ли российским компаниям-производителям дистрибьютор или субподрядчик в виде «Нацимбио»? Каким образом это поддержит их?

Конкуренция сойдет на «нет»

Конкуренты по рынку, производящие противовирусные препараты и препараты крови, неохотно комментируют затею Сергея Чемезова. В частности, отказали в комментарии ПРОВЭДу такие крупные игроки, как «Р-Фарм», «Фармимэкс», «Фармстандарт» и «Космофарм». Именно эти компании в 2014 году вошли в четверку основных поставщиков препаратов для лечения вируса иммунодефицита человека в рамках госзакупок – их доли составили 46%, 14%, 11% и 6% соответственно, такие данные приводит организация «Коалиция по готовности к лечению». На эти лекарства государство в прошлом году потратило свыше 20 миллиардов рублей.

Пятерку лидеров в минувшем году замкнула «Компания «Лига 7» (2% от общего объема госзакупок): только эта компания согласилась прокомментировать ситуацию. По словам генерального директора Натальи Серковой, монополизация рынка приведет к увеличению цен.

- Чем больше игроков на рынке, тем больше конкуренция и ниже цены, в том числе на препараты зарубежных производителей. В настоящее время на поставках противовирусных препаратов никто денег не зарабатывает: «Ростех», видимо, решил эту ситуацию изменить. На наш взгляд, монополизация закупок в данном направлении не только не решит стратегических задач, но и приведет к росту цен, в том числе за счет увеличения числа посредников, если препараты будут закупаться у дистрибьюторов. А если «Ростех» будет поставлять препараты определенного производителя, то появление единственного поставщика конкуренцию просто устранит, - пояснила она.

Без конкурса и без конкуренции

Эксперты тоже не видят положительных перспектив в такой монополизации. Во-первых, это может привести к тому, что качество продукции снизится. Сейчас и так, как правило, выигрывает тендеры тот, кто предлагает самый дешевый, а не самый лучший продукт. Отсутствие конкуренции не будет стимулом к улучшению препаратов: зачем, ведь и так рынок сбыта обеспечен. Во-вторых, эксперты сомневаются, что это окажет поддержку отрасли.

- Система государственных закупок – это в первую очередь инструмент экономии бюджетных средств. Чем выше конкуренция на торгах, тем больше снижение цены, и, соответственно, больше экономия для бюджета. В случае же если конкуренция устраняется и осуществлять поставки начинает одна компания, это неизбежно снимает для этой компании необходимость снижать издержки, работать над себестоимостью продукции, чтобы иметь возможность предложить лучшую цену и победить на торгах, - отметила в комментарии ПРОВЭДу директор гражданско-правового департамента юридической фирмы «КЛИФФ» Вероника Казакевич.

- Я считаю эту инициативу вредной, потому что она не может привести ни к чему хорошему, кроме перераспределения денег в карман Чемезова. Легко представить себе, какие лекарства и почем будут закупаться без конкурса. Даже нынешние мизерные бюджетные деньги здравоохранения не дают покоя олигархам, - поделился своим мнением профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василий Власов в комментарии ПРОВЭДу.

С точки зрения закона

По словам Вероники Казакевич, действующее законодательство о госзакупках позволяет «монополизировать» государственные закупки.

Так, согласно Статье 93 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, «заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации».

Таким образом, если будут приняты указанные акты президента и правительства РФ, закупать лекарственные препараты у единственного поставщика станет возможным, пояснила юрист.

- Вместе с тем, как мне представляется, идея данной нормы закона о контрактной системе была в том, чтобы президент и правительство могли определять единственного поставщика в каких-то конкретных случаях, как это было сделано, например, в отношении компании «Ростелеком», выбранной для осуществления видеонаблюдения при проведении ЕГЭ на территории Российской Федерации в 2014 году, а вовсе не для того, чтобы имелась возможность создавать монополиста на каком-либо конкурентном рынке. С этой точки зрения, как мне кажется, если рассматриваемые подзаконные акты будут приняты, есть потенциал их оспаривания как противоречащих антимонопольному законодательству, - добавила собеседница ПРОВЭДа.

Уголовники и протезы

Препараты для лечения ВИЧ, туберкулеза и гепатита, а также препараты крови – это не единственная сфера медицинской отрасли, на которую покусился глава «Ростеха». Ранее, с подачи правительства, «Национальная иммунобиологическая компания» стала единственным поставщиком и производителем всех вакцин, реализуемых в рамках Национального календаря профилактических прививок: на это из бюджета было выделено более 11 миллиардов рублей. Многие участники рынка и эксперты очень негативно отнеслись к данной инициативе.

Помимо этого, «Нацимбио» сейчас активно работает над увеличением поставок лекарств в тюрьмы. Ранее Министерство юстиции внесло в правительство проект распоряжения, согласно которому «дочка» «Ростеха» может увеличить число поставляемых наименований препаратов в Федеральную службу исполнения наказаний почти в 3,5 раза, об этом писал «Коммерсант» со ссылкой на свой источник в правительстве. Согласно документу, компания может стать единственным поставщиком лекарств и медицинских изделий для тюремных нужд в ближайшие полтора года.

И это еще не все: сейчас обсуждается законопроект о запрете некоторых видов импортного медоборудования и медицинских изделий в рамках госзакупок. В «черный список» также попали импортные протезы, а в управлении «Нацимбио» как раз есть «Московское производственное объединение «Металлист», на котором производятся комплектующие к протезам, в планах – начать производство самих протезов. По оценке экспертов, ростеховская компания сможет значительно увеличить свою долю на российском рынке в случае принятия данного документа. Более того, недавно Объединенная приборостроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», предложила расширить список импортозамещающей продукции на десять позиций и включить в него нейро- и кардиостимуляторы, оборудование для службы крови, а также мобильные донорские станции.

Просто перепутали производителей

Стоит отметить, «Нацимбио» уже имеет монопольное право на поставку в тюрьмы двадцати наименований лекарств (в основном это противотуберкулезные препараты) и нескольких типов оборудования в 2014-2016 годах. Изначально предполагалось, что за это время компания реализует заказы на 3,4 миллиарда рублей: вероятно, с пересмотром списка наименований эта сумма будет значительно увеличена.

Как сообщил «Коммерсанту» источник в правительстве, за прошедший год «Национальная иммунобиологическая компания» смогла зарекомендовать себя «в качестве надежного партнера». Этот источник, видимо, не знал о последних нарушениях «дочки» «Ростеха» при поставках в ФСИН в рамках госзаказов.

Так, по данным Росфиннадзора, в прошлом году ФСИН и «Ростех» заключили более двух десятков контрактов почти на триллион рублей. При этом часть препаратов – на сумму в 55,4 миллиона рублей – были реализованы с нарушениями. При проверке выяснилось, что официальная информация об изменениях в контрактах публиковалась с опозданием, а в некоторых случаях и вовсе отсутствовала. Более того, по некоторым контрактам Федеральная служба исполнения наказаний осуществила документальную экспертизу закупаемых препаратов, основываясь на копиях документов, которые не были должным образом заверены, а, значит, не имели юридической силы.

Кроме этого в предметах закупок иногда указывались выдуманные лекарства с международным непатентованным названием. Также по одному госконтракту «Нацимбио» вместо противотуберкулезного препарата «Ротомокс» производства Великобритании поставила дженерик индийского производства и так далее.

Несмотря на все эти нарушения, проект правительственного распоряжения, увеличивающий перечень исключительных поставок от «Нацимбио», уже согласован Минфином, ФСИН и Минэкономразвития. На фоне этого у чемезовской идеи монополизировать рынок лекарств для лечения ВИЧ, гепатита и туберкулеза шансы весьма велики.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы