Перспективы импортозамещения: зарубежный опыт
Россия не первопроходец в политике импортозамещения, подобный экономический курс уже проводился в ряде стран. Механизмы же были разными. В европейских развитых странах, в основном. шли путём поддержки на государственном уровне местного производителя через кредитные ставки, компенсации и тарифную политику. Но мы решили посмотреть, как это делалось в странах с уровнем развития сопоставимым с Россией. Условно их можно разделить на две основные группы: страны Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Импортозамещение в Латинской Америке
Импортозамещение в Латинской Америке возникло в качестве ответа на международное разделение труда, согласно которому менее развитые страны специализируются на экспорте сырья и одновременно импортируют готовую продукцию. А цены на последнюю растут быстрее, чем на первую, таким образом страны Латинской Америки, которые экспортируют сельхозпродукцию, обречены на отставание от США и Европы, производящих товары с высокой добавленной стоимостью. Чтобы порвать порочный круг, была предложена концепция индустриализации на основе импортозамещения (import substitution industrialization), которая предполагала развитие собственного производства для внутренних нужд страны. Политика импортозамещения велась с 50-х по 80-е годы. прошлого века, хотя первые шаги были предприняты еще в 30-х годах.
Основными инструментами политики импортозамещения Латиноамериканских стран были: протекционистские импортные пошлины, различные обменные курсы при импорте разных категорий товаров, дешевые государственные кредиты для промышленных предприятий и прямое участие государства в определенных отраслях.
Что же получили страны Латинской Америки в результате? Эффект был, но кратковременный и с откатом. Ежегодный рост ВВП с 1950 по 1980 год оценивался в 5,5% и рост ВВП на душу населения в среднем в 2,7%, а также наблюдалось повышение качества квалификации работников и уровня жизни. Однако отсутствие конкуренции, внедрение политики импортозамещения во все сферы производства, ориентация на ограниченный рынок приводили к неэффективности, росту издержек и, как следствие, росту цен. Инфляция в период действия программы импортозамещения была очень высокой и измерялась двухзначными, а в 80-е годы даже трехзначными цифрами. Создание заводов требовало значительных затрат, а неконкурентоспособная продукция не могла их окупить. В результате странам приходилось делать внешние займы, что привело к кратному росту внешнего долга. Как следствие, результатом политики импортозамещения явилось не только увеличение промышленного производства, но и затяжной кризис.
1980 | 1985 | 1990 | |
бедное население (в % от общей численности) | 41 | 43 | 46 |
дефицит дохода (в % от ВВП) | 2,4 | 3,7 | 4,1 |
Зарплата (в % от ВВП) | 34 | 28 | 28 |
ВВП на душу населения
Импортозамещение в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Страны Юго-Восточной Азии: Южная Корея, Тайвань, Сингапур – тоже первоначально проводили политику импортозамещения, основанную на изолированности. Но уже в 60-х годах прошлого века эти страны трансформировали свой экономический курс, став более открытыми и экспортно-ориентированными странами. Позже к ним присоединялся и Китай. Изменение экономической политики выразилось в установлении реалистичного обменного курса, стимулировании экспорта: субсидировании и кредитовании на выгодных условиях предприятий, экспортирующих продукцию с высокой добавочной стоимостью не ниже определенного объёма, уменьшение или освобождение от пошлин на импорт промежуточных ресурсов.
К чему привела политика импортозамещения
Итоги политики импортозамещения в двух регионах можно проследить, если сравнить ВВП на душу населения отдельных стран в 1950 и 2000 годах.
ВВП на душу населения в процентах от ВВП на душу населения США
1950 | 2000 | |
Аргентина | 52 | 30 |
Бразилия | 17 | 20 |
Чили | 40 | 35 |
Колумбия | 23 | 18 |
Мексика | 25 | 26 |
Южная Корея | 8 | 51 |
Тайвань | 10 | 59 |
Особенности российского импортозамещения
Провозглашенный в 2014 году курс на импортозамещение был следствием взаимных санкций Запада и России. При этом зависимость экономического курса России от политической конъюнктуры делает импортозамещение очень зыбкой почвой: многие ли российские предприятия захотят, а если захотят, то смогут ли в условиях экономического кризиса, внедрять новые производственные технологии для замещения подсанкционного импорта?
Ситуацию усложняет отсутствие прогноза, как долго продлятся санкции. В совокупности с кризисом в финансовой сфере, с отсутствием выгодного кредитования, с падением рубля, кризисом экспорта энергоносителей и политической нестабильностью складываются условия в стране, при которых развитие любого производства становится более рискованным, чем обычно. Импортозамещение в подобных условиях, скорее всего, пойдёт по пути замещения одних зарубежных поставщиков другими. А также можно ожидать появления кратковременных производителей дешёвых суррогатов. Для поступательного развития отечественного производства открытость рынков имеет немаловажное значение. И рассматривать санкции как подспорье в данном случае – как минимум недальновидно.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка