Минэкономразвития РФ дало отрицательный отзыв на законопроект Минтранса о транзите
Проект федерального закона "О транзитных перевозках грузов по территории Российской Федерации" был передан в министерство экономического развития для оценки регулирующего воздействия, процедура оценки длилась с 12 по 27 декабря 2012. Документ проанализировали и сочли, что «необходимость разработки законопроекта не может быть признана обоснованной». Результаты опубликовали на текущей неделе.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в законопроекте положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, сочли в Минэкономразвития.
В пояснительной записке к проекту закона сказано, что он нацелен на создание внутригосударственной системы правового регулирования отношений в области транзитных перевозок грузов по территории РФ, связанных с взаимодействием транспортных организаций, пользователей их услуг, органов государственной власти для своевременного и качественного обеспечения потребностей физических и юридических лиц в транзитных перевозках грузов, а также в формировании условий для развития транзитного потенциала РФ.
О недостаточном использовании транзитного потенциала России серьёзно заговорили накануне и во время саммита стран АТЭС. Владимир Путин в программной статье, опубликованной тогда Wall Street Journal, заявил, что к 2020 году реализация крупных транспортных проектов позволит в пять раз увеличить транзит грузов, проходящих через Россию на пути из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно. По мнению президента, перевозки через Россию должны быть конкурентоспособными по затратам в сравнении с маршрутами через Малаккский пролив и Суэцкий канал, говорилось в статье.
Законопроект, разработанный Минтрансом, предусматривает упрощение порядка совершения таможенных операций и государственного надзора для транзитных грузов, может повлечь поправки в законы о таможенном регулировании, о государственном контроле автомобильных перевозок и в устав железнодорожного транспорта.
Итоги анализа законопроекта позволили экспертам Минэкономразвития предположить, что ключевыми направлениями государственной политики по регулированию транзитных перевозок для достижения заявленных министерством транспорта целей могут являться разумное упрощение административных процедур, в том числе, связанных с исполнением органами государственной власти контрольно-надзорных функций в отношении транспортных средств, осуществляющих транзитные перевозки грузов.
Также к регулирующим мерам отнесли предоставление льготных тарифов на перевозку транзитных грузов по железнодорожным путям и снижение платы за пользование инфраструктурой автомобильного (морского) транспорта; повышение качества инфраструктуры (железнодорожных путей общего пользования, автомобильных дорог и морских портов).
«Вместе с тем, - отмечается в заключении Минэкономразвития, - анализа того, как именно предлагаемое законопроектом регулирование может способствовать повышению привлекательности маршрутов транзитных перевозок, проходящих через территорию Российской Федерации, разработчиком не представлено. Также не представлено статистических данных, подтверждающих существование проблемы и возможность ее решения посредством установления предлагаемого законопроектом регулирования, не проведен анализ сложившейся конъюнктуры рынка транзитных перевозок, сильных и слабых сторон его участников, а также изменение его потенциального объема».
Таким образом, говорится в отзыве на законопроект, новое регулирование предлагается принять в отсутствие каких-либо данных о фундаментальных предпосылках для развития транзитных перевозок и анализа основных мер, которые могут быть предприняты для интенсификации транзитного грузопотока.
«В этой связи необходимость разработки законопроекта не может быть признана обоснованной», - сказано в заключении.
Также, эксперты отметили, что нормы законопроекта носят преимущественно декларативный характер, его принятие может не оказать непосредственного влияния на деятельность участников транзитных перевозок и, следовательно, может не обеспечить реализацию заявленных целей регулирования. Отмечена избыточность некоторых норм.
«В настоящее время отдельные вопросы государственного регулирования транзитных перевозок уже урегулированы нормами международных договоров Российской Федерации, в том числе главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза, Конвенцией о транзитной торговле внутриконтинентальных государств, Соглашением об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза», - говорится в документе Минэкономразвития.
В числе претензий к законопроекту Минтранса высказано и замечание о предложенном подходе к формированию тарифной политики транзитных перевозок. Оно может вступить в противоречие с предлагаемым статьей 136 проекта Договора о Евразийском экономическом союзе требованием об установлении унифицированных тарифов для государств–членов Договора. Также Минэком найдены терминологические несоответствия положений законопроекта и Таможенного кодекса Таможенного союза.
Важным фактором в министерстве экономического развития отмечено и то, что принятие законопроекта в представленной редакции сопряжено с рядом существенных рисков. В частности, в законопроекте отсутствуют положения о правах и обязанностях всех участников транзитных перевозок, что препятствует достижению заявленной в пояснительной записке цели регулирования. Минэкономразвития полагает, что Минтрансу необходимо установить исчерпывающий перечень обязанностей организаций, участвующих в осуществлении транзитных перевозок грузов, по аналогии со статьей 21 (обязанности таможенного перевозчика) Таможенного кодекса Таможенного союза.
Экспертами замечено, что нормой пункта 6 статьи 8 законопроекта предусматривается следование определенных грузов исключительно по транзитному транспортному коридору, утвержденному Комиссией. Поскольку перечень таких грузов законопроектом не установлен, любой груз решением Комиссии может быть отнесен к грузу, перемещаемому исключительно по транзитному транспортному коридору, что может повлечь удорожание перевозки такого груза.
Формирование сквозных тарифов, по мнению специалистов Минэкономразвития, должно осуществляться перевозчиками самостоятельно. Установление запрета на повышение нерегулируемых тарифов более одного раза в год, прописанное в законопроекте, может стимулировать установление иных видов сборов, что, в свою очередь, способно негативно сказаться на объективности формировании затрат операторов транзитных перевозок при наличии высокого спроса на их услуги.
В связи с этим, по мнению Минэкономразвития, дополнительного обоснования требует целесообразность установления функции по формированию сквозных тарифов, а также необходимость законодательного закрепления периодичности изменения нерегулируемых тарифов. Тут министерству транспорта предложено указать причины неспособности участников рынка транзитных перевозок самостоятельно определять оптимальные для грузоотправителей тарифы без участия координационного органа в области транзитных перевозок.
Проект закона "О транзитных перевозках грузов по территории Российской Федерации" будет направлен на доработку в Минтранс. Решить проблемы транзитной привлекательности России быстро не получилось. Это, вероятно, к лучшему. Иначе ещё одним законом, не решающим проблем, могло стать больше.