Экономика

Полгода кризиса: экспорт уходит в контейнеры, импорт − выходит

На фоне незначительного роста перевалки грузов в морских портах России контейнерооборот продолжает снижаться. За первое полугодие сокращение объемов перевалки контейнеров составило в разных бассейнах от 12% до 32%, исключением стал только Арктический, где контейнерооборот немного подрос за счет каботажных перевозок. «Устойчивой положительной тенденцией стал  рост контейнеризации экспорта», − указали в Global Ports.

Действительно, если обратиться к отчетам Ассоциации морских портов России (АСОП), то можно заметить, что сокращение по импорту контейнеров значительно, а вот по экспорту наблюдается либо рост, либо небольшое снижение. В целом за первое полугодие объем груженого экспорта составил 473,3 тыс. TEU (+1% к прошлогоднему показателю).

«Рост оказался не таким значительным, поскольку в начале года резкий спад импорта повлек за собой также и дефицит порожних контейнеров, необходимых для экспортных поставок. Однако в настоящее время ситуация стабилизировалась и проблемы с доставкой порожняка экспортерам в значительной степени решены», − рассказали в стивидорной компании.

В Азово-Черноморском бассейне за первое полугодие груженый экспорт контейнеров снизился на 2,7% (до 67 тыс. TEU), порожний экспорт — на 28,% (до 134,7 тыс. TEU), импорт — на 19,4% (до 162 тыс. TEU). Возросли объемы транзита – до 202 TEU (+34,7%).

Оборот контейнеров в российских портах Балтийского бассейна в январе-июне 2015 года сократился на 32,1%. Груженый экспорт показал результат в 317,8 тыс. TEU (-2,3%), порожний — 175,6 тыс. TEU (-56,9%), импорт — 482,6 тыс. TEU (-31,4%).

В Дальневосточном бассейне контейнерооборот сократился на 21,4%. Груженый экспорт вырос и  составил 86,5 тыс. TEU (+21,8%), порожний − сократился до 107,2 тыс. TEU (-35,3%), импорт снизился до 170 тыс. TEU (-35,6%), транзит — до 41,3 тыс. TEU (-25,9%).

В Каспийском бассейне зафиксировано падение на 12,7%. Груженый экспорт вырос до 342 TEU (+3,6%), порожний сократился на треть до 286 TEU, импорт — на 34,7% (до 549 TEU).

«Сейчас мы наблюдаем снижение общего контейнерооборота российский портов на фоне увеличения объема перевалки экспортных грузов, таких как наливные грузы, металлы, уголь и ряд других», − отмечают в Global Ports.

Дефицита «порожняка» больше нет

Параллельно с тенденцией падения импорта развивается тенденция к снижению числа порожних контейнеров, экспортируемых из России. Во-первых, это обусловлено сокращением количества приходящих боксов, во-вторых – контейнеризацией экспорта. По итогам 2014 года экспорт груженых контейнеров в российских портах увеличился на 20%.

«Сегодня на терминалах группы Global Ports около 50% экспортных контейнеров отправляются гружеными, тогда как 5 лет назад их доля составляла всего около 25%. Основные грузы, «переходящие» в контейнеры, – это продукция металлургического сектора, минеральные удобрения, продукция лесной промышленности», − рассказали представители компании.

«Основная часть грузов, переваливаемых в контейнерах, – это импортные потребительские товары, импортные комплектующие, импортные продукты питания. Контейнерный бизнес наиболее чувствителен к макроэкономической ситуации в силу структуры грузопотока и оперативно реагирует на изменение таких показателей как уровень доходов населения,  потребительский спрос, ситуация в экономике, − объясняют тенденцию в Global Ports. − Произошедшая в конце прошлого года девальвация рубля и снижение потребительского спроса  привели к снижению объемов перевалки импортных контейнеров. Но одновременно текущий курс рубля стал выигрышным для экспортеров: выросла конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках». 

Кризис заставил шевелиться

Ощутимое влияние на структуру и интенсивность грузопотоков оказывает и перетягивание каната между российскими и иностранными портами, конкуренция за контейнеры ужесточается. «Наряду с кризисными явлениями в российской экономике и транспортной отрасли последние 2-3 года наблюдается сильное обострение конкуренции в морских контейнерных перевозках между Азией и Европой», − отмечает Андрей Степанов, профессор Департамента логистики и управления цепями поставок НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.  

Он указывает, что с введением в эксплуатацию контейнеровозов вместимостью 18−19 тыс. TEU увеличилась провозная способность флота и, как итог, сократились грузопотоки. «Следствием стало резкое колебание тарифов контейнерных перевозок. Ставка на перевозку из портов Китая до Санкт-Петербурга сегодня опустилась до 1300 долларов за сорокафутовый контейнер. В некоторых случаях это ниже себестоимости. Многие судовладельцы несут серьезные убытки. Безусловно, долго это продолжаться не может, и в конечном итоге может привести к банкротству или уходу с рынка некоторых судовладельцев», − уверен эксперт.

Есть и положительные стороны в том, что портам приходится биться за добычу, убежден профессор: такая конъюнктура заставила транспортное сообщество Петербурга активизироваться. «Завершен процесс по оптимизации обработки и сокращению сроков хранения контейнеров в порту; произошел переход на электронный документооборот между терминалами, судоходными линиями, таможенными органами и экспедиторами; усовершенствована система удаленного оформления заявок на вывоз/ввоз контейнеров; введена процедура электронного декларирования; сокращены сроки обязательного рассмотрения декларации», − перечисляет Степанов. И добавляет: «Проведение данных мероприятий началось еще ранее, но кризис в какой-то степени их ускорил».

Как уже отметили эксперты, рынок контейнерных грузоперевозок очень чутко реагирует на такие показатели, как уровень доходов населения, потребительский спрос, курс валюты, общая ситуация в экономике. И положительных прогнозов по этим показателям пока нет: аналитики Сбербанка, например, предсказали на этой неделе, что к концу года рубль ослабится еще сильнее, а быстрая инфляция и сокращение реальных доходов населения будут сопровождать россиян в течение 2016 года. Так что и о повышении спроса со стороны потребителей пока говорить не приходится. Кроме этого, инвесторы не рискуют вкладываться в России в такой непростой период, а потому и новых перспективных проектов, для которых понадобится импортное оборудование, технологии и пр., на горизонте нет.

Вероятно, на импортных направлениях всю большую популярность будут приобретать сборные грузы, а контейнеризация экспорта продолжит набирать обороты.

  

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы