Нужна работа правительства над ошибками
Каждый новый месяц 2013 года будет хуже предыдущего
Уходящий на новогодние каникулы кабинет министров России сам определил себе своего рода «домашнее задание» на 2013 год - нерешенные проблемы 2012 года. При этом руководство страны наверняка, не оставило без внимания прогнозы международного рейтингового агентства Standard&Poor’s, содержащиеся в аналитическом обзоре S&P, озаглавленном «Старение населения — 2010: Российская Федерация».
По оценкам экспертов агентства, коэффициент зависимости пожилых россиян от трудоспособного населения (число граждан от 65 лет и старше, деленное на количество людей трудоспособного возраста от 15 до 64 лет) к 2050 году вырастет до 39% с нынешних 18%. Это увеличит расходы демографического характера почти вдвое – на 12,5% (до 25,5% ВВП).
Следствием роста социальных расходов на фоне отсутствия необходимых реформ станет катастрофический рост госдолга. По прогнозам S&P, уровень долга к 2050 году повысится до 585% ВВП из-за роста дефицита консолидированного государственного бюджета, связанного с демографическим фактором.
Одновременно составители доклада считают, что население России продолжит сокращаться. “Мы ожидаем, что в течение прогнозного периода (до 2050 года) население России сократится до 116 млн. человек,— считают составители доклада.— Доля трудоспособного населения, ныне составляющая 72%, к 2050 году упадет до 60%”. По предварительным данным последней переписи, население Российской Федерации составляет 143,2 млн. человек.
Принимая во внимание все сложности, ожидающие отечественную экономику в наступившем году, во главу угла своей деятельности правительство России поставило вопросы пенсионной реформы, приватизации, деоффшоризации, ситуации в мировой экономике в целом и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в частности и грядущей второй волны кризиса.
По мнению аналитиков S&P, наибольшую обеспокоенность российского руководства должно вызывать отсутствие подрастающего трудоспособного поколения. Эта проблема сделает более наглядной нагрузку, которую старение населения оказывает на экономико-финансовое состояние страны. Вырастет спрос на государственные услуги здравоохранения, долгосрочного ухода и пенсионного обеспечения.
Одним из самых сложных вопросов, с которым правительству предстоит определиться в 2013 году, - новая «пенсионная формула» и схема регулирования частных институтов пенсионной системы. Недавно «социальный» вице-премьер Ольга Голодец попросту вынуждена была признать: правительство до сих пор не знает, что делать с пенсионной формулой. А премьер-министр Дмитрий Медведев вообще предложил пойти по пути наименьшего сопротивления: “посчитать это на бумажке, у нас на самом деле люди нечасто это делают, и просто взвесить, что вам представляется более выгодно”. Планируется, что тариф накопительных взносов в Пенсионном фонде России с 2014 года снижается с 6% фонда оплаты труда до 2% , остальные 4% уйдут в страховую часть пенсии. Правда, в течение всего 2013 года у россиян будет возможность выбрать - сохранить ли 6-процентные отчисления в накопительную часть или выбрать схему, предложенную правительством. Министрам также нужно будет подумать о том, как справедливо учесть стаж будущих пенсионеров.
Продолжится в новом году работа над задачами, поставленными президентом Владимиром Путиным в майских указах, бюджетном послании и послании Федеральному Собранию. В частности, кабинету предстоит разработать большой пакет законов по деофшоризации экономики. Минфину, Минэкономразвития и ФНС предписано законодательно определить понятия "налоговый резидент—организация", "фактический получатель дохода" и разработать порядок налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний.
Специалисты Standart&Poor`s свое нежелание повышать России инвестиционную надежность объясняют и тем, что, по имеющимся в агентстве данным, некоторые российские нефтяные компании переводят прибыль в оффшоры, чтобы не платить налоги в своей стране. Эти компании снижают доходы России. Они переводят выручку от экспорта в «налоговые оазисы», например, на Кипр.
Пессимистичный прогноз не мог не сказаться на кредитном рейтинге. К 2035 году финансовые показатели России могут снизиться до значений, приближающих ее к уровню стран, имеющих рейтинги неинвестиционной категории. “Это произойдет из-за того, что прогнозируемый рост душевого ВВП уже не сможет компенсировать ухудшение ситуации в бюджетной сфере”,- объясняют эксперты.
Оптимизация госрасходов и подготовка госкомпаний к приватизации также останутся приоритетными в работе кабинета. Так, в 2013 году предстоит реализовать 25,5% минус одна акция второго по величине в России банка ВТБ. Также на следующий год запланирована приватизация блокпакета «Совкомфлота» и 20% Новороссийского морского торгового порта, которые не успели реализовать в 2012 году. К апрелю Росимущество должно подготовить предложения по приватизации и других крупных госактивов - АК «АЛРОСА», «Роснефть», РЖД, но не факт, что сама продажа этих пакетов состоится в 2013 году.
А вот к идее быстрой и масштабной приватизации стратегических предприятий, таких как Роснефть или РЖД, непререкаемый авторитет в области политики и экономики Евгений Примаков настойчиво рекомендует отнестись с особой осторожностью. Очередной этап приватизации, по его глубокому убеждению, следует проводить постепенно, без ущерба для производства. В этой связи он вспоминает слова Владимира Путина о том, что приватизация — это не только поступление денег в казну, но и вопрос доверия общества к действиям государства, появления по-настоящему легитимных собственников.
Как ожидается, в 2013 году правительству придется принять принципиальное решение по допуску частных компаний к разработке шельфа. Сейчас возможность работать на шельфе есть только у «Роснефти» и «Газпрома». Но Минприроды давно выступает за либерализацию шельфа. А свою заинтересованность шельфом уже высказала компания «ЛУКОЙЛ».
Перед министрами также стоит задача создания мегарегулятора, курирующего банковский сектор и рынок ценных бумаг. Правительству предстоит определиться с моделью нового госоргана. Пока в качестве основного рассматривается вариант присоединения к Центробанку Федеральной службы по финансовым рынкам. И Центробанк, и ФСФР эту идею поддерживают, однако подходы к ней отличаются. А потому ожидается, что интеграция начнётся не ранее, чем через полгода. В первом полугодии 2013 года должны быть подготовлены законодательные акты по уточнению функций ЦБ РФ в финансовом регулировании, а в течение последующих 1,5-2 лет произойдет окончательная интеграция Федеральной службы по финансовым рынкам в Банк России.
Задачей на весь год для правительства является обеспечение стабильной работы экономики и основных макроэкономических параметров. Членам кабинета министров придется пристально следить за ситуацией в мировой экономике. Ведь исключать новой волны экономического кризиса нельзя, учитывая нерешенные проблемы в экономиках США, Европы и Китая. На современном этапе экономика Китая развивается динамично, увеличиваются и его геополитические амбиции, в числе которых, несомненно, претензии на едва ли не единоличное мировое лидерство. Для России эти перемены не должны пройти незаметно. Как-никак, КНР — наш самый крупный сосед, а одновременно партнер и конкурент.
Правда, однозначно сказать, что будет через 10–20 лет, сложно. В то же время ясно одно – исход будет зависеть от развития нескольких ключевых моментов. Один момент, который хотелось бы отметить особо: нужно понимать, что у России и Китая разные интересы в Центральной Азии. Если вернуться к вопросу о векторе развития, то совершенно очевиден, например, следующий факт: Китай фактически создал альтернативу российскому направлению транспортировки грузов за последние пять лет.
России следует уже сейчас готовиться к следующему кризису. По крайней мере, такое мнение высказал на одной из своих пресс-конференций главный экономист Всемирного банка (ВБ) Каспер Рихтер. "Сейчас хороший момент для ужесточения бюджетной политики. Это нужно делать именно сейчас, а не позже", — подчеркнул он.
И, как бы следуя наказу известного специалиста, Банк России делает всё возможное в плане подготовки к предполагаемому кризису. В частности, принятое в 2012 году решение о введении дополнительных нормативов достаточности капитала по Базелю-III призвано обеспечить банки «подушкой безопасности», а благодаря ужесточению регулирования в потребительском кредитовании, риски появления «пузырей» на этом рынке сведены к минимуму.
Для снижения рисков правительством уже принято «бюджетное правило», ограничивающее уровень бюджетных расходов и позволяющее пополнять Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Кабинету министров также предстоит продолжить работу над реализацией предвыборных обещаний Владимира Путина. Сам президент в ходе итоговой встречи с членами правительства акцентировал внимание именно на этом вопросе. "Безусловно, нужно нацелиться на то, чтобы все мы вместе работали над исполнением предвыборных обещаний", - подчеркнул он, добавив: "не может быть так, что правительство работает само по себе, а обещания, данные стране, сами по себе". Глава государства также подчеркнул, что "люди шли на выборы в свое время, голосовали не только за конкретного кандидата в президенты, но и за программу, которую мы вместе с вами сформулировали".
По словам главы государства, правительство набрало хороший темп, создана хорошая атмосфера и дополнительные способы общения с обществом. Главное, не замедляться - 2013 год обещает быть сложным. И в этом плане не следует уповать на предсказания отдельных отечественных экономистов, относительно общей тенденции развития мировой экономики. Она заключается в том, что в 2013 году не предвидится никаких серьезных обвалов ни на российских, ни на мировых рынках. Всё будет идти в вяло текущем режиме. Необходимо обратить внимание на вторую часть прогноза тех же специалистов - каждый последующий месяц 2013 года будет хоть на чуть-чуть, но … хуже предыдущего. И так на протяжении всего года.