Новости

Никто не хочет расставаться с властью

Никто не хочет расставаться с властью

Евразийский экономический союз: перевернута еще одна страница...

В последние дни 2012 года по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета Президент РФ Владимир Путин заявил журналистам: “Поручили правительствам трех стран активизировать работу, чтобы к 1 мая был этот план правительствами принят, а к маю 2014 года был представлен проект договора (о создании Евразийского экономического союза) на подписание с тем, чтобы с 1 января 2015 года он (Евразийский экономический союз) начал действовать”. В свою очередь  председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко вынужден был признать, что новый союз ломает сложившиеся схемы управления в трех странах. “Степень конфликтности высока: ведь никакая бюрократия не хочет расставаться с властью”.

Правда, пока дело до конфликтов не дошло, но сопротивление по отдельным позициям уже ощущается.  Например, в уже подписанном соглашении об услугах в рамках базового пакета довольно-таки много изъятий — около 80. Это -  не что иное, как своего рода компромисс, поскольку было стремление продвинуться с соглашением по Единому экономическому пространству (ЕЭП). Однако теперь опять поступает предложение вернуться к этому списку, в результате чего Комиссия получила от стран еще около сотни предложений о новых изъятиях. Да и было бы странным, если  правительства стран-участниц не попытались вернуть ранее переданные полномочия.

Характерным в этом плане является то, что правительство России не настаивает на возврате ни одного изъятия из представленного списка. Правда, поначалу такое желание было у отдельных отраслевиков. Однако исполнительная власть РФ официально уведомило членов коллегии  Евразийской экономической комиссии, что подобного допустить нельзя. В противном случае, сам факт создания Евразийского экономического Союза может оказаться под вопросом. Что касается предложений других государств-участниц Союза  по изъятиям, то в настоящий момент они  рассматриваются членами коллегии. 

Три страны Таможенного союза (ТС) абсолютно разные, каждая – со своими особенностями.  “У нас порой противоположные взгляды на некоторые вещи, опыт, отличающийся друг от друга. Но тем и интереснее задача — перейти на единую правовую базу, которая позволит реализовать четыре свободы — передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы”, - отмечает Виктор Христенко.

ЕЭК работает почти год.  Отдельные эксперты усматривают излишний бюрократизм в её действиях. Председатель Комиссии соглашается с тем, что на первых порах действительно было много организационных вопросов, без чего однако не обойтись никак. 2 февраля этого года в работе первого заседания ЕЭК приняли участие всего 9 человек. В настоящий момент штат состоит из  675 сотрудников, а в следующем году их будет уже более 1000. За это время было проведено 36 заседаний коллегии, принято около 300 решений, большинство из которых — прямого действия. Отдельными документами приостанавливались решения национальных правительств. Виктор Христенко уверяет, что “машина уже работает, механизм запущен. Это касается тарифной и нетарифной политики, таможенного администрирования, защиты единого внутреннего рынка, технического регулирования. И это, в первую очередь, относительно свободного передвижения товаров. Остальные свободы — движения услуг, капитала и рабочей силы — пока в проработке.

С 1 января 2012 года вступили в силу 17 новых соглашений по ЕЭП.  И хотя поначалу они  носят рамочный характер, впоследствии эти соглашения предполагается развернуть в 52 нормативно-правовых актов, которые станут инструментами прямого действия. Среди них – ряд международных договоров. Большой пакет документов — больше 10 — касается конкуренции. В них определяется все: от понятия трансграничных рынков до процедур обращения с заявлениями и методик проведения расследований. К 1 июля 2013 года будет принят модельный закон о конкуренции.  После этого Комиссия станет Международным антимонопольным комитетом, который будет расследовать все ситуации, связанные с трансграничными рынками. Будут рассматриваться наиболее значимые нарушения, допущенные на территории не одной, а как минимум двух стран. К 1 июля 2013 года должен полностью вступить в силу антимонопольный пакет договоров.

Сфера услуг – достаточно тяжелое направление. Если посмотреть на ВВП трех стран союза, то в его структуре услуги составляют около 56%. Спектр услуг огромен — от транспортных до финансовых. Это направление очень важно для бизнеса. И пока оно не будет унифицировано, вряд ли можно говорить о едином экономическом пространстве. Сферу услуг невозможно выстроить по горизонтали, как, например, конкуренцию. Банковские услуги — одна история, транспортные — другая. Так что предстоят непростые переговоры по её унификации услуг. Скорее всего, результат будет виден за пределами 2015-2017 годов. Тогда унификация законодательных норм достигнет такой степени, при которой полученные в одной из стран лицензии на осуществление деятельности, позволят беспрепятственно реализовывать эти услуги на территориях любой из трех стран.

Продолжаются работы над соглашениями по транспорту, энергетике, естественным монополиям, макроэкономике, валютной политике. У всех соглашений разная перспектива глубины. По конкуренции нужна единая политика, чтобы рынок чувствовал себя одним рынком. Возможно, что, в конечном счете, будет подготовлен кодекс по конкуренции.

В валютном и макроэкономическом спектре предпринимаются шаги по выходу на согласованную политику, но, вероятнее всего, единых правил для всех не будет. По крайней мере,  на настоящий момент задача по созданию единой валюты не стоит. Пока идёт процесс формирования ЕЭП, которое с наднациональной управленческой компетенцией является вторым в мире объединением такой глубины. Никто, кроме него и Евросоюза, не шагнул так далеко. В ЕС  валютный союз образовался только после того, как часть стран оказалась к этому готова. Не исключено, что в определённый момент страны ЕЭП тоже подойдут к этому рубежу. На настоящий момент страны-участницы попросту не готовы к тому, чтобы валютный союз состоялся. Лишь после определенного временного периода функционирования Евразийского экономического союза, возможно, определится подобная цель. В этом плане нельзя игнорировать опыт Евросоюза, необходимо посмотреть, как валютный союз в ЕС переживет  финансовый кризис. Венцом Евразийского союза может стать единая валюта. Правда, это дело не такого скорого будущего, но о расчетной единице союза рассуждают с момента подписания в Москве президентами трёх стран  пакета документов о создании Единого экономического пространства.  "Считаю, что ни одна национальная валюта, включая, конечно, мощный рубль, не годится. Должно быть другое название, другая валюта", - заявил тогда Нурсултан Назарбаев

Уже сейчас всё в большей степени становится очевидным, что, работая над интеграцией,   следует больше обращать внимание на глубину, чем на широту. Опять же опыт Евросоюза подтверждает это. Чтобы масштабно расширять союз, нужно иметь серьезную глубину интеграции. Однако при этом ни в коей мере нельзя игнорировать намерения других стран присоединиться к Евразийскому союзу. Сейчас формально запротоколировано только одно обращение — Киргизии. Создана рабочая группа, подготовлен и утвержден план работ. Необходимо сделать оценки не только возможностей и рисков для Киргизии и стран ТС, но и оценить состояние нормативно-правовой базы, а также обязательства страны перед ВТО. Киргизия вступала в ВТО давно, условия вступления в эту организацию от российских, например, отличаются. К ноябрю 2013 года Комиссия подготовит «дорожную карту» присоединения Киргизии к ТС.

Пока работа ведётся по одной заявке на вступление. Все остальные являются продуктами журналистских домыслов и внутренней политики государств-потенциальных членов ТС.  В частности, Украина вплоть до настоящего момента находится на распутье: куда вступать – в ЕС или ТС. Однако, как известно, быть одновременно членом обоих союзов нельзя. Недавно была достигнута договорённость с правительством Армении по подготовке меморандумов, аналогичных украинским. Эксперты полагают, что движение с Арменией может быть даже более интенсивное, чем с Украиной.

Что касается перспектив участия в ТС представителей дальнего зарубежья, это зависит от того, насколько эффективно будет отстроена “интеграция на троих”. Интерес к Союзу будет только благодаря очевидной динамике, появлению нового источника роста, который даст расширенный рынок. В этом плане, например, уже зафиксировано, что за прошедший год темпы роста взаимной торговли стран ТС оказались в 2 раза выше, чем внешней торговли. Рост экономики начинает происходить за счет расширившегося внутреннего рынка. Вот и первый эффект от ТС. Причём, такой эффект отмечен на фоне вступления России в ВТО, при открытии рынков. И структура взаимной торговли между странами ТС гораздо более здоровая, чем структура внешней. Если в первом случае продукция ТЭКа в структуре занимает 37%, то во втором – целых 74%. Взаимная торговля в этом году у стран ТС выросла примерно на 10%, а внешняя – на 4,7%. Но сверхзадача ТС – не только свой рынок освоить, но и завоевать внешний.

Отдельные эксперты продолжают настаивать на том, что Россия теряет от участия в ТС больше, чем приобретает. В Казахстане, например, гораздо удобнее и проще вести бизнес, налоги там тоже ниже. Открыв границы, Россия вступила в конкуренцию с партнерами, а некоторые российские компании попросту уходят в Казахстан. Если посмотреть рейтинг Doing Business Всемирного банка, то Россия в нём на 112-м месте, Белоруссия — на 58-м, а Казахстан — на 49-м. Рядом с рейтингом можно положить статистику создания новых предприятий. В Казахстане динамика учреждения компаний выше, если сравнивать с другими странами — участницами ТС. С этой точки зрения есть, над чем поразмышлять России. Конкуренция между юрисдикциями есть, и это блестяще. Стимулирует всех принимать у себя лучшие административные практики. Что же касается налогов, то, то они даже в ЕС неодинаковые. Однако последний пример с Францией наглядно продемонстрировал: после повышения подоходного налога многие налогоплательщики покинули страну.

Неоднозначная позиция стран-участниц ТС и в отношении акцизов на табак, алкоголь. В частности, Россия из года в год повышает их. В то же самое время  в Белоруссии и Казахстане эти акцизы ниже. Но ведь следует учитывать, что у всех стран разные подходы к акцизам: одни считают это фискальным инструментом, другие придают этому дополнительные смыслы, например, борьбу с табакокурением. В этой сфере следует принимать гармонизированную политику взимания акцизов. Сейчас алкогольный рынок и рынок табака выведены за пределы единого рынка, они регулируются национальными правительствами. А это барьер для развития. Еще один болезненный пример изъятия - лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Если говорить об этих товарах, то в рамках ТС уже наработаны соглашения, которые должны создать единые рынки лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Так что необходимо унифицировать нормы для обращения той или иной продукции, чтобы все, опираясь на них, могли развивать индустрию. Это касается и алкогольной продукции. Сейчас представители стран-участниц ТС обсуждают варианты выравнивания акцизов. По проекту, который готовился комиссией, предлагается странам гармонизировать ставки акцизов. Вместе с тем, дифференциация в определенных рамках допускается. А вот когда будет достигнуто устраивающее  все стороны решение… Сказать никто не берётся. При этом необходимо учитывать множество факторов.  Например, рассуждая о повышении акцизов на алкоголь и табак, необходимо принимать во внимание и то, что они влияют не только на сборы в бюджет, но и на здоровье нации. В то же самое время следует учитывать процент пьющих и курящих граждан в той или иной стране.  Вот и получается, что у стран ТС один путь — гармонизировать налоговую составляющую.

Единый рынок электроэнергии у стран ТС — несбыточная мечта. В этом плане козырь скептиков один – Россия со своим рынком разобраться не может, куда уж замахиваться выше…Оптимисты признают, что на настоящий момент с этим трудно не согласиться. Это правда. Однако и те, и другие согласны не сомневаются, что ЕЭП без гармонизации рынка электроэнергии или согласованной транспортной политики будет незавершенным. Бизнесу такие изъятия будут помехой и даже бременем в работе. Речь идет не только о резидентах, но и о представителях других стран.

Учитывая тот факт, что когда-то все страны нынешнего ТС были в единой энергосистеме, можно смело предположить, что технологически страны-участницы готовы восстановить статус-кво в этом плане. Но вот с точки зрения функционирования рыночных структур и правил имеют место три разных сюжета, существенно отличающихся друг от друга. Тем не менее, Виктор Христенко глубоко убеждён, что члены ТС могут и должны двигаться к формированию единого рынка электроэнергии и единым правилам поведения на нем. В противном случае, “рано или поздно этот сегмент будет тормозить развитие других секторов”.

Как бы то ни было, а Евразийская экономическая комиссия такую задачу приняла к разработке, уже запускается такое исследование. Это займёт года два. Промежуточные результаты будут постоянно доводиться до глав правительств и государств, чтобы получать акцепт на дальнейшие шаги в этом направлении. В настоящий момент готовятся концептуальные документы, которые подтверждали бы возможность и целесообразность работ по объединению рынка электроэнергии. Когда идёт речь о едином энергетическом рынке, это вовсе не означает создание одной сетевой компании. И уж тем более речь не идёт о поглощении кем-то кого-то. Речь идет только о том, что правила функционирования этих сложных рынков должны быть едиными. Надо, чтобы инвестор в любой стране ТС чувствовал себя одинаково.

То же самое с транспортными услугами. Необходимо формирование единого транспортного пространства. Таможенному союзу не нужны искусственные барьеры. Если уж замахнулись на ЕЭП, то транспортные коридоры — авиационные, железнодорожные, автомобильные — должны быть логичными и согласованными. Комиссия уже готовит концепцию единой транспортной политики. Недавно министр Даниал Ахметов, курирующий в коллегии ЕЭК вопросы энергетической политики; политики естественных монополий; транспорта и перевозок обсуждал эту тему с министрами транспорта трех стран, включая формирование пакета документов для единого евразийского воздушного пространства.

Итак, за прошедший год сделано многое на пути формирования Евразийского экономического союза - объединения, которое, вне всякого сомнения, будет определять будущее стран-участниц. При этом главы государств совершенно не опасаются проблем, которые сегодня переживает Евросоюз. Ещё в конце 2011 года тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что ЕС во время формирования «купил кота в мешке». А  во время подписания пакета документов о создании Единого экономического пространства он же официально заявил: "Мы знаем, кто идет с нами в интеграцию. Это три страны, у которых была общая история, общее прошлое, а сегодня мы создаем общую экономику".

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: