Экономика

Совершенствование таможенного администрирования видно только ФТС

Совершенствование таможенного администрирования видно только ФТСОценка эффективности деятельности Федеральной таможенной службы представителями ведомства и участниками ВЭД – это всегда две, не похожие друг на друга, картинки. «Не во всём мы совпадаем с руководством рабочей группы по тому, насколько успешно или не успешно мы выполняем те или иные пункты «дорожной карты», - сказал заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов в ходе пресс-конференции на тему: "Совершенствование таможенного администрирования", организованной в РИА Новости 18 декабря 2012 года. И это, похоже, одна из правд, с которой могут согласиться все.

В остальном есть существенные расхождения. Говоря о реализации "дорожной карты" по совершенствованию таможенного администрирования, Руслан Давыдов назвал цели совершенствования администрирования: создание благоприятных условий для ведения бизнеса, содействие развитию внешнеэкономической деятельности, повышение инвестиционной привлекательности российской экономики и упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, ускорение совершения таможенных операций как на границе, так и в местах основного таможенного оформления.

Сказал всё верно, опуская при этом глаза в текст, чтобы ничего не забыть, видно, и не перепутать. Приоритетным направлением в совершенствовании таможенного администрирования Руслан Давыдов назвал развитие электронного декларирования и такой его разновидности, как удалённый выпуск и предварительное информирование таможенных органов. Как выразился спикер, к подготовке решения этих задач приступили ещё в 2009 году. То есть собственно решать их начали позже, до этого готовились. Но результаты у ФТС записаны и замглавы ведомства их озвучил журналистам.

В конце 2009 года доля электронных деклараций составляла лишь доли процента, то к концу 2010 года она составила 25 процентов, а к концу 2011 года 77 процентов, на сегодняшний день 96 процентов деклараций подаётся и выпускается по сети Интернет. При этом полная техническая готовность для осуществления электронного декларирования была достигнута к октябрю 2010 года. 536 таможенных постов оснащены всем, чтобы осуществлять работу через Интернет.

В феврале 2010 года было выпущено 3 декларации в режиме удалённого выпуска. «Потом это постепенно входило и в сознание бизнеса, и наши системы дорабатывались и модернизировались», - сказал Руслан Давыдов. В 2011 году 1,5 – 2 процента от общего объёма деклараций выпускались в режиме удалённого выпуска, в текущем году – уже 5 процентов. Сегодня на территории Российской Федрации 26 центров электронного декларирования, которые занимаются только документальным контролем, получают в электронном виде декларации и взаимодействуют с удалёнными постами.

Благодаря предварительному информированию очереди на пунктах пропуска, по словам Руслана Давыдова, в среднем уменьшились, в большинстве пунктов пропуска «сошли на нет». Единственным, остающимся проблемным, пунктом пропуска Руслан Давыдов назвал Бурачки на российско-латвийской границе, там количество подходящих со стороны Латвии транспортных средств в два раза превосходит пропускную способность.

Нашлось в выступлении место и для упоминания проблем. Вряд ли можно было не вспомнить ситуацию с очередью на пункте Торфяновка в этом году. Руслан Давыдов объяснил, что она вызвана была тем, что не могли справиться с расчисткой снега, фуры пробуксовывали. Этот пункт пропуска, как и многие другие, был создан в 90-е годы, когда товарооборот был в десятки раз меньше, чем сейчас. В связи с этим Руслан Давыдов отметил своевременность решения о выделении 500 млн руб на реконструкцию пункта пропуска Торфяновки. С финской стороны этот же пункт также будет модернизирован. Замглавы ФТС выразил надежду на то, что и Бурачки будут переделаны под современные запросы.

Также замглавы ФТС рассказал, что в ближайшем будущем перед ведомством стоит задача совершенствования межведомственного электронного взаимодействия. ФТС согласовало 31 технологическая карта межведомственного взаимодействия. Эта работа направлено на устранение необходимости спрашивать с участника ВЭД электронный или бумажный документ, если этот документ единожды был выдан любым из контролирующих органов Российской Федерации.

Совместная рабочая группа ФТС и Минтранса сейчас работает над улучшением ситуации в морских портах, ускорением перевалки и оформления грузов, созданием более благоприятных условий на морском транспорте. После совещания рабочей группы с представителями бизнеса, ассоциаций судоходных компаний России, ассоциации морских портов, крупных перевозчиков был согласован проект приказа об обязательном предварительном информировании о грузах, доставляемых морским транспортом, сообщил Руслан Давыдов. Но чтобы обязательное информирование о грузах стало нормой в Таможенном союзе, нужны ещё согласования между всеми сторонами, а до этого необходимо "обкатать" технологию, пояснил замглавы ФТС.

Также существует рабочая группа с ОАО "РЖД", решает задачи перехода на электронный документооборот с железнодорожным транспортом. В первом полугодии ожидают начала эксперимента в отношении импортных грузов, ввозимых по железной дороге.

Теперь можно посмотреть на процесс совершенствования таможенного администрирования с другой стороны – со стороны тех, кто не менее заинтересован в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, содействии развитию внешнеэкономической деятельности, повышении инвестиционной привлекательности российской экономики и упрощении порядка перемещения товаров – представителей бизнеса.

Газета "Ведомости" 19 декабря опубликовала данные опроса ВЦИОМ о том, как участники ВЭД оценивают изменения на таможне, связанные с реформированием ведомства.

В соответствии с этой информацией сокращение сроков оформления на таможне заметили 32 процента опрошенных руководителей предприятий и 23 процента экспедиторов. Еще шесть процентов сообщили, что сроки оформления выросли. Остальные не заметили никаких изменений. 64 процента опрошенных заявили, что проводят на таможенных постах более трех часов, а 12 процентов оформляют грузы и операции сутки и более.

Противоречие есть. Как есть оно и в принципах работы Федеральной таможенной службы. Собственно о них вдруг начал говорить сам Руслан Давыдов, хотя, спросили его совсем не об этом, но, вероятно, наболело. На вопрос журналиста о том, какие ещё направления развития ФТС организуются помимо совершенствования администрирования, Руслан Давыдов начал говорить улыбаясь и потирая нос. Спикер стал пояснять журналистам очень простую вещь, что одновременно с ускорением и упрощением перед ведомством стоит задача обеспечения собираемости платежей в федеральный бюджет.

В январе - октябре 2012 года внешнеторговый оборот России составил $687,7 млрд – рост на 3 процента в сравнении с 2011 годом. Плановое задание по сборам в бюджет для ФТС на 2012 год установлено в размере 6 трлн 557 млрд руб. А в 2011 году было на 8,5 процентов меньше. Требования по сборам возрастают быстрее и больше, чем товарооборот. И ФТС в таких условиях с трудом совмещает задачи «дорожной карты» и насыщения бюджета.

 
Партнеры: