Таможня

Бюджет худеет - ФТС бессильна

Как это обычно бывает в начале месяца, ФТС отчиталась о перечислении денежных средств в федеральный бюджет. Ничего особенного в этом, разумеется, нет. На первый взгляд. При более внимательном рассмотрении обращает на себя внимание сумма: 393,7 млрд руб.

Чтобы было понятно, разъясню, что в январе, наиболее тяжелом с точки зрения собираемости платежей, было перечислено 446,31 млрд руб. Чтобы было еще яснее, замечу, что за предыдущий, 2014 год, меньше 400 млрд руб./мес . таможня не собирала ни разу. И за 2013 год тоже. И за 2012-й. И лишь в феврале 2011 года было перечислено немного меньше - 350,7 млрд.

При этом свой план по наполнению федерального бюджета, доведенный до таможенных органов приказом от 29 декабря №2592, таможенники в целом выполняют. Даже с небольшим зазором. Однако если дело пойдет так и дальше, то за 1 квартал таможня перечислит в казну на 400 млрд руб. меньше, чем в прошлом году. Напомним, что по его итогам ФТС собрала 7100 млрд руб., что в итоге составило  немногим менее 49% от доходной части федерального бюджета.

Структура таможенных платежей и налогов по итогам 2014 года сложилась такая:

vviznie poshlini

Обращает на себя внимание то, что перекос в сторону вывозных пошлин не только сохраняется, но и растёт: по сравнению с прошлым годом их увеличение произошло на 3,5%. В структуре вывозных таможенных пошлин сложилась следующая «иерархия»: пошлины на нефть сырую – 56%, нефтепродукты – 32%, газ природный – около 12%. Изменение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в связи со снижением мировых цен на нефть в ушедшем году, собственно, и привело к такой картине. Между тем, доля ввозных таможенных пошлин по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 1 процент, в чем виноваты, прежде всего, сложившийся курс валют и санкции.

На примере установленных ФТС контрольных показателей на 1 квартал этого года видно распределение ролей по собираемости таможенных платежей среди таможенных органов:

kryukov33

Так, Центральные энергетическая и акцизная таможни, а также СЗТУ и ЦТУ  в совокупности должны обеспечить почти 90% всех таможенных платежей, администрируемых таможенными органами, причем доля ЦЭТ – 55%! А теперь вернемся к февральской цифре. В плане показатель ЦЭТ в феврале установлен на 66 млрд руб. меньше январского. Это, как известно, рассчитывается, исходя их прогнозов по объемам экспорта основных экспортеров. Вот, собственно, и все объяснение.

Так может ли ФТС, как один из главных доноров доходной части бюджета, существенно повлиять на ее увеличение? Да нет, конечно. Основной инструмент по экспорту – ставка пошлины, привязанная к мировой цене на нефть, а также цена/объем перекачиваемого газа. Ни то, ни другое не находится в руках у таможни.

Доля импортной составляющей в структуре платежей в условиях снижения товарооборота даже с учетом НДС невелика, и основной используемый таможенниками инструмент – корректировка таможенной стоимости – становится все менее эффективным. Так, в 2014 году в результате КТС в федеральный бюджет было дополнительно перечислено 23,4 млрд рублей, что меньше прошлогоднего результата на 22%. При этом в результате вынесенных судебными органами решений сумма возвращенных участникам ВЭД таможенных пошлин, налогов в 2014 году составила 9,68 млрд рублей. Т.е. 41% из доначисленного был возвращен.

И вывод здесь напрашивается простой: бюджет худеет, и размер поступлений в него практически не зависит от ФТС. Так случилось…

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы