Экономика

Спрос на водку упал, а на кошачий корм - вырос

Чтобы не тратить деньги, россияне стали реже ходить в магазины, сменили гипермаркеты на дискаунтеры, а кофе и памперсы покупают только по акциям. О том, как изменился покупатель к декабрю 2014 года по сравнению с минувшим августом, рассказала руководитель направления по работе с розничными сетями в СЗФО Nielsen Дарья Кондратьева на конференции «Ритейл: ожидания 2015 года».

Основным фактором, влияющим на объем продаж, в конечном счете является покупатель. По словам Дарьи Кондратьевой, существует прямая зависимость динамики развития рынка товаров повседневного спроса от индекса потребительского доверия. Прошлой зимой этот индекс в России заметно упал: с 87 пунктов в третьем квартале до 79 пунктов в четвертом квартале. До показателей 2009 года остается всего 4 пункта: тогда индекс потребительского доверия составлял 75 пунктов. Тот факт, что мы еще не достигли этого порога, можно объяснить тем, что в декабре у людей было предпраздничное настроение, и они чаще совершали покупки, пояснила ПРОВЭДу эксперт. Для сравнения, в мире этот показатель в четвертом квартале 2014 года составлял 96 пунктов.

kondratieva

Фото: ПРОВЭД

 

Справка: Индекс потребительского доверия высчитывается, исходя из того, насколько респонденты удовлетворены состоянием личных финансов, уверены ли они в своих перспективах трудоустройства и стабильности работы и считают ли, что сейчас удачное время для покупки вещей.

Как показали опросы Nielsen, сейчас уже практически все потребители понимают, что в стране кризис. В четвертом квартале прошлого года по сравнению с 2013 годом на 10% больше респондентов стали тревожиться о состоянии российской экономики - четверть всех опрошенных. Также увеличилось на 4% число тех, кто опасается роста цен (10%). Ответ «война» стал менее популярным: минус 10% по сравнению с прошлым годом (всего 12%). Среди других опасений граждан - рост цен на ЖКХ и трудоустройство (по 9%).

opaseniya 1

Таблица: ПРОВЭД, по данным Nielsen

 

В декабре 2014 года почти все опрошенные (98%) заметили рост цен. По их ощущениям, в среднем цены на продукты поднялись на 19,4%, тогда как в августе людям казалось, что цены выросли на 13%. Респонденты также сообщили о том, что их доходы сократились: об этом заявил каждый третий - 34%, что на 9 пунктов больше, чем в августе 2014 года. По сравнению с кризисом 2009 года, когда доходы упали у 55% респондентов, ситуация сегодня более оптимистична.

В декабре прошлого года 78% опрошенных сообщили том, что стали больше экономить, этот показатель на 10% выше августовского показателя и почти достиг показателя кризиса 2009 года (80%). Уже достаточно большой спад продемонстрировали водка, пиво и сигареты. По данным Nielsen, продажи водки в 2014 году по сравнению с 2013 годом в денежном выражении сократились на 10%, а в натуральном выражении - на 19%. При этом выросли продажи кофе, молока и кормов для кошек. К примеру, объем продаж кормов для кошек в денежном выражении вырос на 7%, а в натуральном - на 11%. Здесь стоит отметить, что падение продаж водки, возможно, связано и с тем, что увеличился спрос на самогонные аппараты. По словам директора Челябинского завода бытовых товаров Александра Машковского, в конце 2014 года спрос на самогонные аппараты увеличился на 300-400%.

dinamika rinka

Таблица: ПРОВЭД, по данным Nielsen

 

Сегодня покупатели экономят разными способами: большинство выбирает магазины с более низкими ценами, многие пытаются найти продукты по акции и покупают только самое необходимое, а кто-то переходит на более дешевые марки. Чаще всего граждане пытаются купить со скидкой или с гарантированным подарком («два по цене одного» и так далее) газировку, пиво, соки, конфеты памперсы, стиральные порошки и кофе. «Люди практически не хотят покупать кофе без промо-акции», - говорит Дарья Кондратьева. Более того, чтобы лишний раз не тратить свои деньги, россияне стали реже ходить в магазины. При этом граждане стали чаще покупать продукты на один день, а не впрок – соотношение 34% к 29%. Пополняют запасы на неделю или на месяц 29% респондентов. «Потребитель уходит от дорогой корзины, от большого среднего чека», - отмечает она.

Что касается конкретно Санкт-Петербурга, то здесь, по словам эксперта, люди уходят из гипермаркетов и перемещаются в супермаркеты, а больше всего – в дискаунтеры. Удобство расположения, наличие сервиса и приятные впечатления от покупок в кризисное время отходят на задний план, теперь определяющими факторами выбора магазина становятся наличие ассортимента и низкие цены.

 

Материалы по теме:

От повышения цен на продукты нас спасет только СССР

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы