Экономика

Активности - палата, но где же результаты?

Половина экспертных заключений Торгово-промышленной палаты России не берутся в расчёт Госдумой при принятии законов. Об этом и о других трудностях отечественных предприятий малого и среднего бизнеса (МСП), желающих выйти на международные рынки сбыта, говорил в годовом итоговом отчете президент ТПП России Сергей Катырин. Корреспондент ПРОВЭДа попыталась узнать, почему так проиходит.

 

Миссионеры российского бизнеса

ТПП РФ, по словам Сергея Катырина, за 2014 год осуществила  более 320 бизнес-миссий за рубежом. Разнообразный формат деловых встреч и переговоров был призван помочь отечественным предпринимателям продвигать свои интересы за пределами России. Однако стоит заметить, что  пока они  не всегда находят достойных лоббистов даже внутри страны.

Подтверждением тому – недавнее повышение до 17 %, а  потом и снижение ключевой процентной ставки до 15 %. Как признают в ТПП РФ, для бизнеса подобный уровень, по сути, является запретительным. «Под такие проценты никто из российских компаний малого и среднего бизнеса, за редким исключением  тех, кто имеет возможность продавать свои товары за рубежом, кредиты взять не сможет. Маловероятно, что при такой кредитной ставке у нас смогут реализовываться какие-либо новые программы», - считает Сергей Катырин. Приемлемой он назвал  ставку не выше 5 %, напомнив при этом, что в идеале она должна быть как в Японии – в рамках 0,5 %.

Очевидно, что работа в таких благоприятных условиях ведения бизнеса, как в Стране восходящего солнца, пока что труднодостижимый идеал для производителей-россиян. Но  стать ближе к нему позволяет обмен лучшими практиками организации бизнес-процессов, в том числе, между новыми динамично развивающимися индустриальными странами Азии и Америки, считают в ТПП. Эффективную площадку для такого обмена готова предоставить Россия, в частности, в ходе проведения Петербургского международного экономического форума – 2015. В текущем году председательство России в БРИКС дает возможность наладить диалог между  заинтересованными представителями ряда международных организаций. «Несмотря на то, что интерес к западным странам сохраняется, основной упор делается на установление контактов в рамках БРИКС и ШОС. Сегодня 60% «устремлений» палаты находятся в восточной зоне, остальные 40% - на Западе» - рассказал Сергей Катырин.

Подмены изменений

«Устремления» палаты внутри страны в сфере законотворческой деятельности и защиты интересов предпринимательства нацелены на то, чтобы российский бизнес участвовал на равных в коммуникации с зарубежными потенциальными партнёрами, но пока значительных результатов нет. Однако профильные комитеты федеральной ТПП РФ (их 35) внесли целый ряд законодательных инициатив в ГД и активно ведут оценку регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов. В минувшем году на ОРВ в ТПП поступило боле 1,5 тыс таких документов. Из них 170 были изучены и получили соответствующие заключения, однако половина рассмотренных в палате законодательных инициатив не нашла  ответной реакции со стороны законодателей в виде принятия рекомендованных экспертами поправок.

«Здесь есть ряд технических и  содержательных проблем, - пояснил Сергей Катырин ПРОВЭДу. – Во-первых, сжатые сроки для оценки законопроекта, к тому же, не всегда удается оперативно привлечь тех профессионалов, которые могут оценить влияние изменений на ту или иную отрасль.  Во-вторых, имеют место определенного рода подмены, как, например, попытка ввести муниципальные сборы в ходе второго чтения законопроекта о налоговом маневре. Нередко экспертные заключения  попросту теряются в  нескольких вариантах редакций закона. В такой ситуации малому предприятию, по сути, нужно иметь целую команду юристов, чтобы разобраться во всех  изменениях законодательного процесса. А огромное количество нормативных документов,  которое не осваивается нашими предпринимателями, позволяет манипулировать различным проверяющим в своих интересах» - резюмировал он.

Впрочем, очевидным бонусом для российского предпринимательского сообщества выглядят планы ТПП ввести электронную площадку оказания услуг. Срок ее появления пока не определен, и затронет она лишь часть платных экспертиз и услуг. Так, например, участникам ВЭД нельзя будет оформить в упрощенном порядке сертификат происхождения товаров или книжку Карнет АТА. В любом таком случае необходим выезд эксперта. Однако всю предварительную работу с документами можно будет проводить дистанционно, что позволит предприятию-изготовителю сэкономить десятки эксперто-часов. Снижению затрат  будет способствовать и ценовая конкуренция  между территориальными палатами за оказание подобных услуг.

 Поддержка на финише

Собственных точечных усилий  бизнес-сообщества или поддержки  региональных властей недостаточно для необходимого развития предприятий МСП.  Передача ряда функций поддержки с федерального на региональный уровень может привести к неравным условиям ведения бизнеса в экономически развитых и дотационных регионах. Поэтому на федеральном уровне необходимо принять ряд мер антикризисной поддержки МСП. В ТПП РФ  настаивают  на необходимости упрощения доступа таких предприятий к банковскому кредитованию и специальным финансовым продуктам. При этом решение о выделении государством 1 трлн. руб. на стимулирование кредитования путем рекапитализации банков через облигации федерального займа должно затронуть и региональные банки и, в конечном итоге, дойти до реального сектора.

Также настало время, считают в ТПП, пересмотреть пороговые значения критериев малого и среднего бизнеса по обороту в сторону увеличения, поскольку существующие сегодня не соответствуют экономическим реалиям. К примеру, обороты предприятий, в соответствии с которыми в Европе их относят к МСП, вдвое выше российских в среднем по сектору. Такое изменение пороговых значений позволит расширить круг получателей государственной поддержки в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства, а также компаний, подпадающих под «упрощенку», и увеличить предельный размер доходов организаций для применения налогового режима.

Наряду с этим, по мнению Сергея Катырина,  нужно увеличить долю малого и среднего бизнеса в госзакупках. Для этого необходимо сформировать реестр поставщиков из числа малого и среднего бизнеса, в том числе и в рамках программы импортозамещения.  Также необходимо увеличить размер авансирования контрактов по государственным и муниципальным закупкам до 80 %, а минимальный размер обеспечения контракта, напротив, снизить – с 15 до 5 %.

О необходимости подобных мер говорится не первый год, поэтому такие предложения всегда звучат одновременно и привычно, и актуально. 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы