Новости

Камни в белорусском огороде

 

и хочется, и колетсяВ своем недавнем интервью британской газете The Independent и телеканалу BBC Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил, что его страна может стать членом «евросообщества» при условии сохранения её суверенитета и отказа от обвинений в диктатуре. “Господом предопределено, и никто у нас это право не может отнять, мы — часть Европы, притом центр, сердце Европы. Если кому-то не хочется, чтобы мы занимали такое место, он бессилен. Мы все равно будем там, где нам предопределено быть”, — сказал Лукашенко.

Глава РБ подчеркнул, что ни он, ни белорусский народ не согласны на предлагаемые Западом условия, предусматривающие “сменить страну, сменить её конституционный строй, заменить всё руководство страны, а лучше передать вот нынешней „пятой колонне“ власть и так далее”. Президент Лукашенко также отметил, что, кроме того, Беларуси неприемлемы  ни на каких условиях массовая распродажа предприятий за бесценок, и уж тем более, передача их Германии или Великобритании, конфронтация с Россией.  “Если бы мы сегодня отвернулись от России и торжественным маршем, наплевав на Россию, пошли в вашем направлении, как это Балтийские государства сделали, ещё кто-то, мы бы были друзьями. Это нам неприемлемо”.

Белорусские эксперты, комментируя это интервью, высказывают предположение, что подобным образом президент Лукашенко не надеется на улучшение отношений с Западом в ближайшем будущем и одновременно пытается успокоить Москву. В то же время, поднимая в интервью проблему приватизации,  он в завуалированной форме как бы предупреждает Россию: смотрите, мы могли бы продать наши активы покупателям в ЕС и сразу решить все проблемы с Европой, но мы ориентируемся именно на Москву, а все проволочки с приватизацией — дело решаемое. Кстати, Беларусь уже не выполнит обязательства по приватизации госсобственности на  2,5 млрд. долларов в 2012 году. Об этом премьер-министр РБ Михаил Мясникович заявил на пресс-конференции в рамках VII Белорусского инвестиционного форума. А что касается затягивания под различными предлогами вопроса с приватизацией белорусских предприятий, то этот шаг вполне объясним: отказавшись от контроля государства над ведущими секторами экономики, А.Лукашенко быстро уничтожит основу своей власти.

Что сразу же бросается в глаза, так это то, что белорусский лидер «швыряет камни в огород»  героев и событий дней минувших. Он резко отзывается о войнах в Ираке и Ливии, финансировании кампании Саркози, и практически не упоминает действующих лидеров ЕС. Вывод из этого может быть только один: мостов в Европу «батька» всё-таки не сжёг. К тому же Беларусь по-прежнему продолжает рассчитывать на кредиты МВФ.

Такая позиция белорусской стороны привела к тому, что в настоящий момент состояние отношений между ЕС и РБ  нельзя охарактеризовать иначе, как «хуже не бывает». По крайней мере, так считает директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров. "Хуже может быть только война", - говорит эксперт

Европейский союз со своей стороны, кажется, сделал все шаги и предложения, чтобы отношения между Беларусью и Европейским союзом стали нормальными. Во-первых, чтобы Беларусь была сохранена в Восточном партнерстве, министру иностранных дел была предоставлена возможность консультироваться в ходе рабочих визитов с представителями Евросоюза, был сохранен уровень технического сотрудничества с Беларусью, предложена визовая либерализация для граждан Беларуси и так далее. Все возможности для улучшения двусторонних отношений у официального Минска были, но Беларусь ничего в ответ на эти меры Евросоюза якобы не предпринимает.

По мнению Андрея Егорова, нежелание идти на уступки Брюсселю можно объяснить лишь стремлением Беларуси получить от ЕС экономические выгоды без ответных шагов со своей стороны. В этом плане, по словам главы представительства Евросоюза в Беларуси Майры Моры, без выполнения главного требования Евросоюза - “освобождения и восстановления в правах политических заключенных”, прогресса в отношениях между Беларусью и ЕС быть не может. И хотя переговоры, по ее словам, идут сложно, в Брюсселе продолжают надеяться, что  в конечном итоге политзаключенные будут освобождены.

Представитель Евросоюза, подтверждая, что белорусские власти сами ограничивают контакты с Евросоюзом, напомнила о программе Евросоюза «Европейский диалог модернизации ради Беларуси», от участия в которой белорусские чиновники отказались.

Но как бы ни складывались отношения между РБ и ЕС, на 7-м Белорусском инвестиционном форуме, прошедшем в Минске 15 и 16 ноября, иностранным инвесторам было предложено более полусотни проектов, и в очередной раз попытались им объяснить, почему вложение средств может быть выгодным. Анализируя итоги инвестфорумов в 2008 году в Лондоне и в 2010 году во Франкфурте-на-Майне, эксперты отмечают отсутствие значимых результатов, несмотря на анонсированные предварительные договоренности о сотрудничестве. При этом аналитики по-разному комментируют спад деловой активности и причины нежелания иностранцев инвестировать в экономику Беларуси.

Иностранные консультанты  по инвестициям отмечают, что за последнее время Беларусь немало сделала для улучшения инвестиционного климата в рамках усовершенствования государственного сопровождения проектов и дебюрократизации процессов, связанных с инвестированием. Однако даже эти достижения не вызовут большого притока инвестиций из ЕС в основном из-за излишней политизации бизнес-отношений. Эксперты полагают, что потенциальные европейские инвесторы попросту опасаются быть обвиненными в сотрудничестве с последней диктатурой Старого Света.

Со своей стороны, белорусские политологи считают, что опасения европейских инвесторов обусловлены не только политическими причинами. В этом случае они приводят пример с Китаем, где, по их мнению, положение с правами человека не лучше, однако никаких проблем с зарубежными инвестициями нет. По их глубокому убеждению, для сомнения потенциальных инвесторов с Запада в Беларуси определяющую роль играет нереформированная экономика и отсутствие стабильных правил игры. А в этом плане эксперты приводят пример недавнего волевого решения вернуть государству два приватизированных кондитерских предприятия.

Всё это, по мнению консультантов в вопросах инвестирования, стало причиной того, что из договоренностей, достигнутых на инвестфорумах в Лондоне и во Франкфурте, реализовано было немного. Отсутствие инвестиционной активности в Беларуси они объясняют ещё и тем, что рынки Европы для белорусских товаров закрыты, собственный рынок небольшой, а весь сбыт ориентирован на Россию, в которую и будут стремиться инвесторы.

За 2012 год совокупные инвестиции в Беларуси уменьшились на 14 процентов. В то же время только использование серых схем в «разбавительном бизнес» принесло официальному Минску около 2,5 миллиардов долларов, которые вполне заменили отсутствие инвестиционных вливаний. Но поскольку на следующий год Беларуси предстоит  расплачиваться по кредитам, дефицит валюты чиновники надеются возместить всё же  за счет инвесторов.  Правда, на чем основывается подобная надежда, если вряд ли кто-то отважится на покупку 10-20 процентов акций предприятий, которыми распоряжается государство. Иными словами, попросту отдать свои деньги в неэффективное управление вряд ли найдётся много желающих.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...