Экономика

Гостормоз прогресса: всё традиционно и безальтернативно

В Белоруссии хотят ограничить развитие альтернативной энергетики. Слишком хорошо в республике простимулировали частного инвестора. Теперь он начал представлять угрозу для энергосистемы страны, а точнее, для Государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго».

 

Совет министров страны озадачился и поручил разработать проект нормативного акта, пока не ясно – закона или постановления, но уже понятно, что устанавливающего квоты на строительство так называемых нетрадиционных источников энергии.

Как поясняет начальник управления стратегического развития «Белэнерго»  Андрей Негодько, делается это «с целью упорядочения инвестиционных проектов по строительству установок с использованием альтернативных видов энергии».

Он же сказал, что Минэнерго республики «вынуждено закупать  электроэнергию, производимую из возобновляемых источников энергии», с применением стимулирующих коэффициентов, а от этого отрасль несёт убытки.

Когда отрасль состоит из государственного монополиста, то ей весь мир – конкуренты и враги, это закономерно.

belvetryak

На фото: первая промышленная ВЭУ мощностью 250 кВт около п. Занарочь 2001 год

(владелец –белорусско-немецкое общественное объединение «ЭкоДом»)

С инвестициями непорядок

При этом в Белоруссии как бы есть инвестиционная политика, а занимается её осуществлением  Национальное агентство инвестиций и приватизации.  На сайте этой государственной структуры есть раздел «Приоритетные секторы» - имеются в виду секторы экономики, в которые лучше всего вкладывать средства. Там есть подраздел «Альтернативная энергетика», он на втором месте после биотехнологий и фармацевтики.

Потенциального инвестора там убеждают в том, что лучше Беларуси места для развития альтернативной энергетики не найти.  

Аргументируют цифрами: 

1840 площадок для размещения ветроустановок с множеством точек подключения к государственной электрической сети;

440-460 МВт – суммарная энергетическая мощность ветроустановок, строительство которых предусмотрено Национальной программой до 2015 года;

1600 МВт – теоретически возможный энергетический потенциал;

4.9-5.3 м/с – среднегодовой фоновый ветер на высоте 10 метров;

3.9 МВт  – общая установленная мощность ветроустановок.

Аргументируют фактами:

«Потенциальная эффективность  использования солнечных батарей на территории Беларуси только за счет благоприятных условий инсоляции более чем на 10% выше, чем в Польше и Нидерландах и более чем на 17% выше, чем в Германии, Бельгии, Дании, Ирландии, Великобритании», - говорится на сайте агентства.

Там же сообщается, что в настоящий момент в стадии реализации находятся несколько проектов по строительству солнечных электростанций суммарной мощностью 120 МВт. 

 График, приведённый ниже, показывает зависимость Белоруссии от энергоимпорта. 

Доля местных видов топлива (включая ВИЭ) в энергетическом балансе для производства
тепла и электроэнергии в 2005-2020

 

belalternativ 1

В республике применяются стимулирующие тарифы.  То есть государство покупает у производителя электроэнергию по повышенному тарифу, обычно – это рыночная цена плюс стимулирующая надбавка.  Так вот для тех, кто производит электроэнергию с использованием ветра, древесного топлива и иных видов биомассы, биогаза, тепла земли и иных возобновляемых источников энергии, этот коэффициент в 2014 году составляет 1,3 (0,18 долларов США) в первые 10 лет с момента ввода в эксплуатацию генерирующего оборудования, а потом чуть меньше.

Продавцам солнечной электроэнергии в Белоруссии положено давать накидку в 2,7 (0,37 долларов США).

Эти коэффициенты выше, чем у гидроэлектростанций, которые в стране всецело входят в епархию «Белэнерго». За электричество, выработанное с использованием энергии естественного движения водных потоков, Минэнерго накидывает 1,1 (0,15 долларов США). Но тут ты гарантированно покупаешь как бы у себя самого. А ветром и солнцем запитывать свои хозяйства и предприятия стали частники. Они же и продают излишки государству. Вот тут и хочет монополист «Белэнерго» подстраховаться.

Поддержка иностранного инвестора

В Национальном агентстве инвестиций и приватизации Белоруссии утверждают, что если иностранное предприятие, заключит с Республикой Беларусь договор о поставках электроэнергии из возобновляемых источников, при наличии генераторов и блок-станций на территории этого государства, то его ожидает гора преференций.

Такие предприятия освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе технологического оборудования в рамках реализации инвестиционного проекта, освобождаются от уплаты земельного налога или арендной платы за участки на время строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором.

Иностранцы также при попадании в инвестпрограмму могут получить в аренду землю без проведения аукциона, им вычтут в полном объеме суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом.

А если действовать компания будет в сельской местности, то её на семь лет освободят от налога на прибыль.  Это краткий список выгод для иностранцев, которые могли бы вкладывать средства в развитие альтернативной энергетики в Беларуси.

Как поддержка инвестора превращается в поддержку монополии

Стоит отметить, что как ни прекрасно расписаны бонусы для инвесторов, в списке тех, кто вошёл в государственные инвестиционные программы, а значит и может рассчитывать на поддержку, в сфере энергетики нет иностранных компаний.  Нет там и предприятий, вырабатывающих энергию от солнца и ветра. Есть одно, которое занимается биотопливом. И шесть крупных проектов из гидроэнергетики, а это как ни крутите, но относится к возобновляемым источникам энергии и в полной мере поддерживается государством –  эти инвестиционные проекты осуществляются ГПО «Белэнерго» в рамках государственно-частного партнерства.

При этом госмонополист обеспокоен. Его мучает, что частники начнут развивать альтернативную энергетику и продавать дорого республике электричество. Но больше всего его пугает другое. Цены и тарифы на электроэнергию в республике одни из самых высоких среди соседей. Так промышленные потребители в Беларуси платят в среднем 14 центов за кВт/ч, в Латвии он стоит 12 центов, в Польше - 10.

Ещё 16 апреля 2013 года премьер-министр Михаил Мясникович на совещании по развитию энергетики признавал, что тарифная политика несовершенна: «На тарифы списываются многие непроизводственные расходы и потери. Поэтому многие предприятия стремятся к тому, чтобы создать свои мощности и отключиться от общей энергосистемы».

Структура энергии, получаемой от возобновляемых источников в Беларуси

be

То есть они не столько боятся создать себе конкурента, сколько – потерять своего потребителя. Но защитить себя «Белэнерго» просит от лишних трат и нестабильности, которую отмечают как единственный минус ветряной и солнечной электроэнергии.

«С 2010 года в Беларуси наблюдается высокая активность частных инвесторов по строительству энергетических объектов, использующих ВИЭ, с целью продажи электроэнергии с повышающим коэффициентом», – отмечают в «Белэнерго».

«Неравномерность выработки энергии может привести к резкому, зачастую сложно прогнозируемому изменению перетоков мощности в местах подключения ВИЭ, что может привести и перезагрузкам ЛЭП и оборудования», - говорят там, отмечая, что нерегулярный режим работы таких генерирующих энергоисточников создает риски для стабильной работы белорусской энергосистемы.

 belpokazateli2

Сейчас в республике работает 70 блок-станций, работающих на возобновляемых источниках энергии. За январь-июнь 2014 года они поставили в белорусские сети 47,9 млн кВт/ч электроэнергии, что составляет 85,5% от общего объема произведенной ими электроэнергии.

В январе 2014 года доля электроэнергии, полученной от возобновляемых источников, составляла 0,6% от установленной мощности энергосистемы Белоруссии. Есть страны, в которых эта доля составляет 20% и более. Эксперты утверждают, что если в Белоруссии каждые 5 лет альтернативные электрогенераторы будут увеличивать выработку на 1%, то к 2035 году доля энергии от возобновляемых источников в системе достигнет 5%.

Заблаговременно не дать чему-то развиться в собственных интересах – это успешная тактика в работе госкомпаний, имеющих не то что лобби, а прямые возможности влияния на создание тех нормативных актов, которые будут выгодны только им.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы