ЕАЭС

Странная дружба в Таможенном союзе

Российско-белорусская встреча на высшем уровне президентами обеих стран предполагалась давно. И дело даже не столько в том, что экономическая ситуация в Республике Беларусь оставляет желать много лучшего, сколько в том, что Россия не намерена переносить не простые, мягко говоря, отношения между Александром Лукашенко и Дмитрием Медведевым на сотрудничество с Беларусью в рамках Таможенного союза (ТС). «Для России важен Таможенный союз, поэтому она не заинтересована осложнять реализацию интеграционных инициатив в рамках союза», — полагают отдельные белорусские эксперты.

Тем более что сейчас время не для выяснения  личных взаимоотношений. На кону – предложенное в прошлом году Владимиром Путиным преобразование Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)  в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). «Для России важен Таможенный союз, поэтому она не заинтересована осложнять реализацию интеграционных инициатив в рамках союз», - также констатируют представители местной оппозиции, и  задаются риторическим для себя вопросом: «А готова ли республиканская власть поступать аналогичным образом?» Страны - члены ЕврАзЭС идею поддержали. Однако на московском саммите было принято довольно-таки неожиданное решение: повременить с трансформацией - договор будет подписан не раньше 2015 года.

Белорусские СМИ возложили ответственность за подобный демарш на официальный Минск, у которого нашлись расхождения с Москвой по данной проблеме. Президент Лукашенко ещё в декабре прошлого года заявил, что его страна прекращает финансирование ЕврАзЭС, поскольку Сообщество, по мнению белорусской стороны, все возлагаемые на него функции выполнило. Более того, А.Лукашенко выдвинул встречное предложение: впредь все дальнейшее сотрудничество на пространстве осуществлять в рамках начавшего отсчёт своей деятельности 1 января  ЕЭП,  к участию в котором можно будет пригласить Киргизию и Таджикистан.

Между Москвой и Минском нет пока единого мнения и по некоторым другим моментам преобразования организации.  Так, российская сторона предлагает назвать видоизменённую структуру   ЕАЭС, белорусы же настаивают на Евразийском едином экономическом пространстве (ЕАЕЭП). Более существенным представляется разногласие по другому вопросу. Согласно российской трактовке соответствующего положения договора, ЕАЭС будет иметь право заключать с третьими сторонами соглашения, которые оформляются решением Высшего евразийского экономического совета. В его состав войдут президенты стран-участниц обновлённой структуры. Официальный Минск настаивает на том, что перед принятием решения высшим органом организации по тому или иному договору последний необходимо обсудить на  внутригосударственном уровне. Тем самым, сохраняется возможность блокирования решения.

Помимо всего перечисленного, немало и других причин, по которым состоялась эта встреча. Белорусские эксперты уверяют, что ко всему прочему у Минска закончились деньги. Поэтому Александр Лукашенко срочно летит к Путину в Сочи — время бить поклоны Москве. Перекрытие краника «растворителей-разбавителей» поставило экономику РБ на грань краха.  В свою очередь, белорусский  премьер-министр Михаил Мясникович поспешил успокоить представителей оппозиции: Минск намерен отыграть ситуацию с «растворителями-разбавителями» назад.

Как бы то ни было, а 11 сентября А. Лукашенко позвонил В. Путину и попросил о неформальном саммите без галстуков. Белорусская оппозиция не преминула воспользоваться такой оказией, чтобы лишний раз продемонстрировать своё отношение ко всему тому, чем занимается республиканская власть. По глубокому убеждению отдельных белорусских политологов, подоплёка визита заключается в попытке г-на Лукашенко как-то снивелировать реакцию международной общественности на очередной обвал белорусского экспортного чуда. На этот раз Москва «тормознула» экспорт разбавителей и растворителей. Теневая схема высокодоходного экспорта всем и давно уже была известна: лепили на товар другие наклейки и гнали нефтепродукты на экспорт, избегая уплаты таможенных пошлин в российский бюджет. Терпению Москвы пришёл конец, и белокаменная опустила шлагбаум. Сальдо внешней торговли – камнем вниз.

 Российский президент знал об истинных причинах визита Лукашенко, поэтому  наверняка встретил белорусского правителя во всеоружии. Подтверждением тому – подготовленные им (по свидетельству белорусской стороны) несколько предложений, от которых А. Лукашенко в создавшихся условиях вряд ли сможет отказаться. Но прежде всего целесообразно посмотреть, как выглядит белорусская ситуация из Москвы:

Во-первых, необходимо отметить, что критическая ситуация в экономике страны сохраняется с лета 2011 года. В первом квартале текущего года ситуацию спасли «внесистемные доходы». Проще говоря, контрабанда нефтепродуктов. Однако уже с апреля 2012 года белорусская афера с растворителем оказалась в центре внимания не только в Беларуси и России, но и в Европе, где внимательно наблюдают за ситуацией в Таможенном союзе – Едином экономическом пространстве.

Беларусь сидит на кредитной игле и контрабанде. Внутренних ресурсов для перелома ситуации без структурных реформ республика не имеет. Экономической поддержки в ежегодных 6-7 млрд. долларах, которые республика официально получает от России, ей не хватает. А с учетом того, что потребности Беларуси в безвозмездной помощи постоянно растут, ей необходимо по самому минимуму ещё порядка 3 млрд. долларов в год этой самой безвозмездной помощи. В противном случае общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в стране непременно даёт сбой. На этом играл и, по-видимому, будет так действовать впредь  А.Лукашенко, встречаясь с руководством РФ.

 Президент Лукашенко, по мнению его оппонентов, не готов идти на реформы, аргументируя подобную позицию тем, что в нынешних бесконечно «сложных временах» идти на реформы означает ввергнуть экономику республики в крах. Вместе с тем, как только он получал столь упорно выбиваемую им для возможной реформы помощь в виде  кредитов, открытого доступа к российской нефти, закрывание глаз на контрабанду все реформирование заканчивалось очередными обещаниями «подумать».  А чего напрягаться, когда и так всё «в шоколаде»!

Республика находится, по сути, в международной изоляции, и, причем, уже не только со стороны западных государств. У официального Минска отмечались проблемы и с партнёрами по ОДКБ. Усиление политико-экономической зависимости от России рано или поздно приведет к блокированию внешнеполитического курса Беларуси. Кстати, данный процесс уже идет – политические заключенные продолжают «отсидку», а открытый торг с Европой за их освобождение не ведется. В подобной ситуации у официального Минска остается все меньше возможностей для реального, а не имитационного маневра на Запад.

Между тем, на руках у В. Путина интеграционный график, включающий появление с 1 января 2015 года (год очередных белорусских президентских выборов) Евразийского Союза, где забронировано место и для Беларуси и о чем широко извещена мировая общественность. Глава РБ прекрасно осведомлен о российских планах форсирования интеграции и на словах неоднократно их поддерживал. Более того, он верит, что сможет поиграть на этом, так как ему нужны деньги и срочно.

Принимая во внимание то, что почва для российско-белорусских переговоров, как всегда в последнее время, исключительно вязкая,  А. Лукашенко сразу же «оседлал своего конька», начав разговор с В. Путиным с проблем безопасности – приоритетной для России темы. Вопрос о прикрытии западной границы, которую вдруг, как по заказу, атаковали нелегальные мигранты, рвущиеся на Запад, ситуация в ОДКБ, где после очередного обострения отношений с Киргизией Минску очень нужна поддержка Москвы - все это, по планам белорусского президента, должно было бы втянуть его российского коллегу в нужное для А. Лукашенко переговорное русло. На фоне вопросов безопасности экономические проблемы должны были бы выглядеть какими-то малозначимыми, о которых даже и вспоминать-то не стоит. А если и вспомнилась тема,  обмолвиться парой слов, а в конечном итоге пролонгировать и даже в какой-то степени легитимизировать белорусский опыт обворовывания соседей.

Однако утянуть В. Путина в переговорную трясину не получилось: российский президент имеет богатый и многолетний опыт общения с А. Лукашенко. А потому стороны обсуждали  разные темы: один акцентировал внимание на перспективах интеграционных процессов, второй  -  на четвертом транше, растворителях и финансовых проблемах. Оба лидера как бы не слышали друг друга, и в результате каждый остался при своем. Вывод один: Россия готова и дальше поддерживать Беларусь в условиях активного, а не декларативного участия республики в ТС-ЕЭП, выполнения ранее взятых на себя обязательств по реформированию экономики.

Что касается белорусской стороны, можно предположить, что по итогам встречи в Сочи Лукашенко будет решать — как ему вести себя в отношениях с Евросоюзом.  При худшем для него исходе переговоров в Сочи  (допустим, В.Путин был принципиален и выдвинул жесткие условия) белорусские эксперты не исключают даже такого развития ситуации, при которой в начале октября Минск выпустит кого-то из политзаключенных. Цель? Во-первых, минимизировать расширение санкций со стороны ЕС, а во-вторых - сигнал для игры на западном направлении.

С другой стороны, российскому лидеру нецелесообразно в настоящее время перегибать палку, выгоднее мягко поддавливать — у белорусского руководства все меньше ресурсов и все меньше возможностей для сопротивления. Поэтому для Москвы представляется вполне резонным  действовать по апробированному уже в двухсторонних отношениях принципу «всему свое время».

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры: