Экономика

Минтранс ответил "Деловой России" в Большом порту

Минтранс не хочет решать проблемы морских портов4 сентября   в административном здании Первого контейнерного терминала прошло заседание Координационного  Совета пункта пропуска Большой порт Санкт-Петербург. Вел заседание заместитель министра транспорта России В.А. Олерский. Два часа мероприятия практически полностью были посвящены обсуждению письма Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (далее - ООО «Деловая  Россия»)  по вопросам совершенствования работы государственных контролирующих органов в морских пунктах пропуска. На самом деле, по моему мнению, формат координационного совета – не самый лучший вариант для обсуждения подобного рода вопросов. Но это все же лучше, чем ничего.

Одним из пунктов Дорожной карты по таможенному администрированию, утвержденной распоряжением Правительства в июне 2012 года, предусмотрена разработка плана по улучшению транспортной ситуации в морских портах. Ответственность за исполнение данного пункта возложена на Минтранс со сроком исполнения в сентябре месяце текущего года. В  последние  два  месяца перед контрольным сроком,  Минтранс активно силится понять, в чем же состоит проблема.  Чтобы  помочь Минтрансу в раздумьях, ООО «Деловая Россия»  высказала ряд предложений, способных, по ее мнению, улучшить положение  и судовладельцев, и агентирующих компаний, и экспедиторов, и участников ВЭД.  

Основная проблема, по мнению «Деловой России»,  состоит в том, что технологические процессы обработки морских судов и грузов, поступающие через порты, не меняются в нашей стране десятилетиями. Во времена бурного развития информационных технологий пользоваться бумажными документами с каждым днем все нелепее. Старания  государства облегчить всем  жизнь путем внедрения или хотя бы разработки модели межведомственной информационной системы,  пока не увенчались успехом. Причем,  пользоваться уже выработанными общемировыми цивилизованными стандартами и правилами мы тоже упорно не хотим, хотя весь мир по ним живет и работает  уже давно. Нелепо, конечно, когда бизнес подсказывает профессионалам-чиновникам  пути решения задач. Однако, последние их просто слышать не хотят…

Основным лейтмотивом письма «Деловой России»  были предложения по внедрению в портах механизма Единого окна, основанного на рекомендациях и стандартах ЕЭК ООН. Опыт внедрения его в других странах показал значительное упрощение и ускорение процедур обработки судов в портах. Характерно, что в Минтранс еще два года назад инициативной группой были направлены предложения по этому поводу. Ежегодно проводятся конференции по этой проблематике, имеющие статус  международных. Однако,  какой бы то ни было реакции до сих пор нет. Или нам о ней  неизвестно. Но на данном  заседании Координационного Совета  этот вопрос был рассмотрен вскользь. Жаль…

Второй проблемой является работа государственных контролирующих органов. Здесь те же самые бумажные документы, та же беготня по кабинетам, стояние в очередях, ожидание решений. Несмотря на ряд наметившихся в ходе совещания решений, удивляет следующее. Каждый государственный орган видит исключительно свои проблемы и задачи, и решает их, исходя из собственного понимания проблемы, своих  возможностей и способностей. Порой узко и примитивно. И в самую последнюю очередь,  заботясь  об исполнителях и потребителях.

Напомню, что причиной разработки Дорожных карт по улучшению условий для привлекательности бизнеса, стало указание президента В. Путина о повышении позиции  России в рейтинге Doing Business со 120-го  до  20-го  места. По позиции «Международная торговля» рейтинг формируется на основе опросных данных по показателям «время» и «деньги», которыми измеряются затраты предпринимателей по перемещению морского контейнера  из точки А в точку Б. Поэтому оптимизация организации работы всех структур в морских портах – главное условие улучшения позиций по привлекательности ведения бизнеса в России в мировом сообществе.

В качестве примера может послужить работа Балтийской таможни, самой крупной морской таможни в стране. Здесь  четверть товаропотока  проходит через фактический контроль (таможенные досмотры, осмотры с применением ИДК, таможенные наблюдения). Каждое выставление контейнера на досмотровую площадку обходится участнику ВЭД в 250-320 долларов США.  «Это вообще вопрос к государственным органам?» – спросил меня В. Олерский.  Мой ответ он сможет прочитать  в предыдущем абзаце. А вот что ответит руководство Минтранса В. Путину на очередном заседании Наблюдательного совета АСИ?

Не секрет, что наши порты теряют привлекательность для потребителей. Они уходят к конкурентам в Прибалтику.  Присутствовавший на заседании  генеральный директор  ЗАО ПКТ  А.А. Тихов   с некоторой грустью в голосе поведал присутствующим, что за 7 месяцев текущего года грузооборот контейнерных грузов вырос всего на 3%. В   то время как порты Прибалтики прибавили 50%! И для размышления: при этом корпорация НКК, в состав которой входит ЗАО ПКТ, в 2012 году начала строительство нового контейнерного терминала в Латвии. Вот так…

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...