Таможня

Таможенные дыры бюджета

«Таможня дает более 50% доходной части бюджета», с этой сакральной фразы, как правило, начинаются все отчеты ФТС, а с фразы «каждый таможенник перечислил столько-то миллионов в бюджет…», как правило, начинаются оправдания должностных лиц таможенных органов за допущенные нарушения законодательства. Подобные «камлания» зачастую становятся   основным и единственным аргументом ФТС в противостоянии таможни и бизнеса, особенного обострения достигая тогда, когда государство берет на себя роль посредника в этом споре.

И мальчики кровавые в глазах…

Бизнес, к несчастью для ФТС, перестает быть бессловесной дойной коровой, особенно в условиях пристального внимания власти к инвестиционному климату страны. Получив достаточно эффективный инструмент обратной связи в виде АСИ, института бизнес-омбудсмена, участники ВЭД, в частности, теперь имеют, вдобавок к своему желанию об облегчении необоснованного и излишнего порой давления на предприятия со стороны таможенных органов, улучшенную возможность ему противостоять. Внутри бизнес-сообщества существует прочно укоренившееся мнение, что, покуда    таможня «дает более 50% доходов в бюджет»,  многое таможне простится. Как иначе объяснить многочисленные случаи, когда  закрываются глаза на систематические нарушения норм законодательства и прав участников ВЭД таможенными чиновниками? И не мучают ведь после этого должностных лиц таможни тяжкие оперные кошмары  об «обескровленном» бизнесе…

Впрочем, разговор о взаимных претензиях таможни и бизнеса может быть бесконечным. Речь не о том. Давайте попробуем разобраться, насколько соответствует фактам в процентном соотношении та часть финансового бюджетного пирога, которую пекла таможня. Более ли пятидесяти процентов,  и таможня ли дает в доходную часть бюджета?

 

Белые руки чужие труды любят

На сайте министерства экономического развития размешен доклад  «Основные направления таможенно-тарифной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов», в котором опубликованы   доходы федерального бюджета.

Доходы федерального бюджета  (млрд.руб.)

2008

2009

2010

2011

Поступило в бюджет, всего

9275,9

7 337,8

8305,4

11352,18

Поступило таможенных пошлин, в том числе:

3484,9

2 509,4

3094,8

4403,2

от вывозных таможенных пошлин

2859,3

(31% доходов бюджета)

2042,2

(28% доходов бюджета)

2508,1

(30% доходов бюджета)

3710,3

(33% доходов бюджета)

от ввозных таможенных пошлин

625,6

(6,7% доходов бюджета)

467,2

(6,3% доходов бюджета)

586,7

(7% доходов бюджета)

689,8

(6% доходов бюджета)

 

Получается, что доход федерального бюджета от вывозных и ввозных таможенных пошлин, то есть от основных налогов, напрямую администрируемых ФТС, совсем даже не 50%, а всего:  33% - доход от вывозных пошлин и  6% от ввозных. Так что от бюджетного пирожка у ФТС – только треть с хвостиком…, Правда, есть и другие налоги, сборы и пошлины, которые просто закреплены за ФТС, но которые таможенной службой фактически не администрируются…

 

А теперь  о тех, кто же  на  самом деле  наполняет бюджет

Вывозные пошлины -  это доходы бюджета  от экспорта, пусть, в российских условиях,  подавляюще-сырьевого. Но это денежные поступления в бюджет, которые платят российские компании, такие как: Газпром, Роснефть, Лукойл, ТНК–ВР, Северсталь и т.п. Это крупные налогоплательщики, экспортные  платежи  которых таможня может только взглядом сопроводить и облизнуться. Потому что   администрирование таможенной службой экспортной пошлины можно назвать, скорее,  условным, мифическим….

Остается 6% доходной части бюджета, которые таможенная служба в той или иной мере администрирует. В прямом денежном  выражении это 689,8 млрд. рублей. К слову,  в 2011 году на содержание таможенного ведомства из бюджета было потрачено 71,4 млрд. рублей, то есть более 10% от суммы фактически администрируемых ФТС доходов. Как-то дороговато обходятся государству сборы таможней денежных средств  в  доходную часть бюджета. Хотя, если бы только это…

Мелкие грызуны бюджета в Балтийской таможне.

Да, содержание таможни    бюджету страны обходится  в 71,4 млрд. рублей. Хоть и большая сумма, но оправданная…. Только  ведь получается, что  таможенное ведомство одной рукой собирает средства в бюджет, а другой рукой, усилиями отдельных должностных лиц, не особо почитающих законодательство, формирует дыры в этом самом бюджете.

Приведем лишь один пример  финансовых последствий несоблюдения таможенного законодательства должностными лицами Балтийской таможни. Поскольку сальдо судебных решений складывается, как правило, не в пользу таможенного органа, дырам в бюджете - быть…

Данные Арбитражного суда по таможенным делам:

Зарегистрировано заявлений

754

100%

из них:

 

Возвращено заявлений

38

5,0%

Отказано от иска

101

13,4%

Рассмотрено судом

328

43,5%

Находятся на рассмотрении

287

38,1%

Таким образом, на 30 августа Арбитражным  судом  зарегистрировано 754 иска,  поданных предпринимателями в защиту своих прав,  нарушенных незаконными действиями должностных лиц Балтийской таможни. И даже при той беспрецедентно активной  и не совсем законной деятельности должностных лиц Балтийской таможни  по убеждению и принуждению к «миру» участника ВЭД, о которой  совсем недавно писал ПРОВЭД, все же большинство участников  ВЭД в суд идет, и успешно отстаивает свои права.  А запуганные таможней предприниматели продолжают бессловесно терпеть незаконное давление на свой бизнес… Но таких  остается все меньше: на конец августа всего 101 участник ВЭД отказался  от своих  исковых требований.

Песня о зайцах

Понятно, что  ничего  особо приятного для должностных лиц Балтийской таможни в статье нет. Предвидим даже, что они могут сказать, читая эти строки…Свое традиционное: «А сами вы все такие белые и пушистые зайчики? А находит ли правду в суде участник ВЭД? А знаем мы, как вы получаете решения судов….»

  Ответ  краток. Нет не белые и не пушистые. Не хотим, не будем, да и не должны быть такими. А на счет: «знаем, как получаете решения судов…», тут все предельно просто: если есть информация о подкупных судьях - обращайтесь в соответствующие органы и мы вас поддержим в борьбе с коррупцией  в судебной системе. А пока - извольте исполнять решения судов, вступивших в законную силу, а не пытайтесь бесконечно «мурыжить» предпринимателей.

754 поданных заявления за 8 месяцев - это очень много! Даже при том условии, что 101 участник ВЭД  после регистрации заявления судом, вероятно, по настойчивым просьбам руководства Балтийской таможни,  свой иск отозвал. Хотя, может быть, в 43,5% рассмотренных исков  правда на стороне таможни?

Бодливой корове Бог рогов не дает

Суд - орган беспристрастный и рассматривает ситуацию не с позиции, кто сколько денег в бюджет перечислил, а  с позиции соблюдения закона и восстановления нарушенных прав.

По показателям,  определенным ФТС для себя  на 2012 год, доля решений судов, вынесенных не в пользу таможенного органа, должна резко снизиться (не более 40%). Но Арбитражный суд Северо-Западного округа цинично портит всю статистику таможне. Которая свидетельствует о том,  что  из всех рассмотренных судом исковых заявлений, не в пользу таможенного органа вынесено 306 решений, что составляет 93,3% от всех рассмотренных заявлений. Счет как-то очень откровенно-бесстыже не в пользу таможенной службы.

По итогам 2011 года представители ФТС страшно обижались, когда СМИ и эксперты говорили о доле исков не в пользу таможенного органа на уровне 75%.  В 2012 году, благодаря стараниям  должностных лиц Балтийской таможни, этот показатель, видимо,  будет поднят на недосягаемую высоту….

Данные Арбитражного суда по таможенным делам:

Рассмотрено судом

328

100%

из них:

 

решение в пользу таможенного органа

21

6,4%

дело прекращено

1

0,3%

удовлетворены заявленные требования (решение не в пользу таможенного органа)

306

93,3% 

Дань за 35 лет

Попробуем приблизительно оценить стоимость незаконных действий для бюджета. Во что обходятся нарушения действующего законодательства должностными лицами Балтийской таможни? Математика подсчета этих убытков очень проста.

Условия задачи: 306 исковых заявлений судом удовлетворены. Это значит, что 306 раз бюджет был вынужден компенсировать оплату госпошлины (2 тысячи рублей) за право предпринимателя обратиться в суд. Получается, что только обращения предпринимателей  в суд обошлись бюджету  в 612 тысяч рублей.

На фоне общей собираемости Балтийской таможней – сущие копейки.. Но среди  306 судебных решений, есть 42,  большей частью уже вступивших в силу, решения  по взысканию причиненного убытка.

И тут цифра уже не копеечная получается. Таким образом, в сухом остатке имеем,  что за 8 месяцев должностные лица Балтийской таможни причинили прямой убыток государственному бюджету на сумму не менее 15 миллионов рублей.

 Эта сумма  соизмерима:

- с годовым содержанием хорошей средней школы,

- со стоимостью олимпийского цикла подготовки олимпийской чемпионки Лондона по вольной борьбе, петербурженки Натальи Воробьевой,

- с фондом заработной оплаты среднестатистического инспектора Балтийской таможни не менее, чем за 35 лет. 

Так много это или мало - 15 миллионов рублей причиненного и взысканного судом убытка, за счет казны Российской Федерации, на фоне собранных 689 млрд. рублей? Наверное,  «смешные деньги»… Но  на фоне минимальной оплаты труда, минимальной пенсии, пособий, они выглядят просто   фантастически…

Возникает справедливый вопрос: может быть, ни государство в целом, ни президент с  председателем  правительства, в частности, просто  не знают, что казна теряет такие деньги от нарушения законодательства отдельными должностными лицами? Или,  может быть,  эти самые должностные лица по ночам в частном порядке отрабатывают эти убытки,  причиненные бюджету,  а утром через сберкассу вносят средства на счета казначейства?  Ведь за  каждым  нарушением, по которому судом  взысканы убытки за счет государства, стоит конкретный таможенник, имеющий  конкретные Ф.И.О  и должность, а раз казна понесла убыток, то и должностное лицо, по чьей вине  были компенсированы убытки, должно эти деньги вернуть… Думается, подобный закон нашел бы широчайшую поддержку в обществе. 

Золотое дно  ИДК

Лишь одно небольшое сравнение. За 6 месяцев этого года на Балтийской таможне в рамках проведения таможенного контроля  было проведено 14856 осмотров с помощью ИДК, по результатам которых  должностными лицами  было возбужденно 41 дело об административных правонарушениях. Конечный результат по этим делам пока не известен. Но даже при идеальном  для таможенного органа исходе, если 41 дело дошло до нужного таможне решения, эффективность ИДК составляет всего 0,275%. То есть,  нарушения таможня выявляла только в каждом 363-м сканируемом контейнере!

Можно было бы, наверное, и с этим согласиться. И «закрыть глаза»  на государственные траты по обеспечению  такого низкоэффективного контроля. Который, к тому же, для бюджета обходится в значительные деньги. Но, как сказал на одном из заседаний рабочей группы АСИ по совершенствованию таможенного администрирования заместитель руководителя ФТС – контроль не может быть бесплатным. Так  никто и не спорит с этим…

Ведь  государство выделило сотни миллионов долларов на приобретение техники, и ежегодно выделяет миллиарды рублей на обслуживание, содержание досмотровых комплексов  и оплату специалистов. Только вот  и для бизнеса этот контроль не бесплатен… За 14856 проведенных сканирований  ИДК, участники ВЭД заплатили не менее 90 миллионов рублей. И если следовать здравой логике, то выявленные и пресеченные таможенным органом нарушения должны стоить  хотя бы  половину от всех затрат на контроль. А иначе, какой смысл в таком контроле? То есть, стоимость 41 дела об АП  должно быть близка к 90-м млн. рублей… Что-то подсказывает, что она очень далека от этой цифры.  

К тому же, было бы справедливо, если бы тот участник ВЭД, которого фактически принудили к прохождению ИДК, но в грузе у которого нарушений не было выявлено, получал бы свои деньги за  проведенное сканирование назад с доплатой за потерянное время. За счет должностных лиц таможни… Поскольку,  в бизнес-сообществе зреет убеждение, что  это не затраты таможни на необходимый контроль, а  результат вольного толкования действующего законодательства и применения норм законодательства не в интересах государства, а в своих личных интересах… Надеемся, что Северо-Западная транспортная прокуратура  сможет разобраться в этом непростом вопросе…

Генеральный директор НП «ПРОВЭД» Руслан Кисс

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...