Право

Бизнес, выступая против коррупции, оказывается в тюрьме

В российских тюрьмах продолжают пытать?...

После дела Сергея Магнитского до сих пор не утихают споры о пытках в российских местах лишения свободы. В апреле одновременно со специальным заседанием ОБСЕ в Вене Ассоциация Адвокатов России за Права Человека провела круглый стол, посвященный противодействию пыткам и иному бесчеловечному обращению в России. Наиболее вопиющими случаями применения пыток в России согласно докладу ОБСЕ являются дела Тельмана Мхитаряна, Дениса Калинина и Юрия Меля. Дело Мхитаряна вышло на финишную прямую, сейчас он выступает в суде с последним словом, после чего ему будет вынесен приговор.  

 

Неразрешенная проблема

По данным исследований различных международных организаций, проблема пыток и иного бесчеловечного обращения не решена ни в одной стране мира, несмотря на то, что необходимость защиты прав человека декларируется всеми цивилизованными государствами. По данным специалистов Ассоциации Адвокатов России за Права Человека, ежегодно в их приемную поступает до 200 жалоб на применение пыток. 
Отметим, что согласно статьи 1 «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 год) под «пытками понимается любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается». А под бесчеловечным обращением понимается «причинение сильных физических и нравственных страданий, при этом цель причинения таких страданий может отсутствовать» (Постановление ЕСПЧ от 18 января 1978 г.)

Денис Калинин 2 марта 2012 года подвергся избиению тремя неизвестными мужчинами, впоследствии оказавшимися сотрудниками полиции. Данные люди на протяжении нескольких дней удерживали его в квартире, заставляя дать признательные показания. Затем избиения и надругательства продолжались в отделении полиции. Многочисленные опухоли и гематомы на теле молодого человека были зафиксированы врачами. При доставлении в полицию Денис Калинин не был зарегистрирован, административный арест в отношении него также не применялся, допрос и задержание проходили без участия адвоката и понятых. Несмотря на множественные нарушения закона, Денис Калинин до сих пор находится под стражей. 

Полковник запаса, ветеран боевых действий Юрий Мель содержится в СИЗО на территории Вильнюса, куда он был этапирован при законном пересечении российско-литовской границы. Он обвиняется в совершении преступления против человечности из-за участия в штурме Вильнюсской телебашни в 1991 году. Несмотря на то, что действия Меля не привели к ущербу здоровья кого-либо из очевидцев тех давних событий, ему избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, хотя полковник болен тяжелой формой сахарного диабета.

Член партии «ЯБЛОКО» Николай Кавказский считает, что пытки в России распространены. Он привел около 15 подобных случаев. «Ко мне и другим подсудимым по «болотному делу» применялись пытки и унижающие человеческое достоинство действия. Так, право подсудимого на непрерывный 8-часовой сон нарушалось из-за позднего доставления в СИЗО в связи с проведением судебных заседаний 3-4 раза в неделю. В Мосгорсуде обвиняемых заставляли обнажаться и приседать. Если избиения и пыточные условия конвоирования применяются к заключенным по резонансным делам, что говорить об обычных заключенных. Так лично у меня во время работы в Правозащитном Комитете, за 2013 год – 2014 год было много жалоб на применение пыток к заключенным», - сказал он.

Подробно о деле Тельмана Мхитаряна нашему корреспонденту рассказал его адвокат и  член экспертного совета Санкт-Петербургского Центра Общественных процедур «Бизнес против коррупции» Александр Леонтьев.

«Мхитарян против России»

По официальной версии следствия, уголовное дело было возбуждено Следственной частью Главного управления МВД РФ по СЗФО в октябре 2008 года в отношении Тельмана Мхитаряна и Николая Кравченко по п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ, следствие продолжалось 43 месяца. Из материалов следствия следует, что в 1998 году Мхитарян и Кравченко совершили вымогательство, под угрозой применения насилия требуя передать пакет акций ОАО «Спектр» - новгородский завод по производству бытовой электронной техники. Кроме акций общей стоимостью 10 200 000 рублей они завладели еще половиной жилого дома и зданием недостроенной бани на базе отдыха АООТ «Спектр». Они же в 2004 году таким же образом завладели пакетом акций ОАО «Новгородхлеб» на общую сумму 35 200 000 рублей Общий ущерб от действий Мхитаряна и Кравченко составил 47 684 958 рублей. В 2009 году Мхитарян и Кравченко были объявлены в федеральный розыск, затем в международный, обоим была заочно избрана мера пресечения - арест. Также был наложен арест на акции ОАО «Спектр» и ОАО «Новгородхлеб», недвижимое имущество и денежные средства на расчетных счетах обвиняемого. В 2010 году Мхитарян был задержан на территории Республики Армения.

«Уголовное дело сразу вызвало общественный резонанс как в самом Великом Новгороде, так и за его пределами,  поскольку определенным образом характеризует качество и итоги программы декриминализации, объявленной в регионе в 2007 году, - рассказывает Александр Леонтьев. - Процесс принял затяжной характер, время на его рассмотрение превышает все допустимые разумные сроки не только на следствии, но и в суде.  В ходе судебного рассмотрения имел место самостоятельный отказ председателя Новгородского районного суда Тарасова М.Г. от участия в деле, что повлекло необходимость его рассмотрения заново, также длительность рассмотрения в суде обуславливалась необходимостью допроса более 170 свидетелей».

Тельман Мхитарян содержится под стражей с 24 августа 2010 года по настоящее время. У подозреваемого имеется серьезное заболевание сердца, во время нахождения в следственном изоляторе ему была присвоена вторая группа инвалидности, его самочувствие заметно ухудшается, а врачами даны рекомендации о необходимости оперативного вмешательства не позднее 1 марта 2014 года. По данному факту Тельман Мхитарян обратился в Европейский суд по правам человека, который своим решением от 5 февраля 2013 года № 46108/11 «Мхитарян против России» (Mkhitaryan v. Russia) признал наличие нарушений ст. 3 и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.). Данное решение вступило в законную силу, однако до настоящего времени операция подозреваемому не проведена.
Фактически, сторона защиты Мхитаряна Т.А. столкнулась с ситуацией, угрожающей авторитету судебной системы РФ и несогласованностью деятельности государственных органов в конкретном уголовном судопроизводстве. Эта ситуация уже оценивается как продолжение пытки, что уже было установлено Европейским судом, она имеет возможность как иллюстрация стать общедоступной для мировой общественности и быть изложенной в докладе по пыткам в России для Комитета Министров Совета Европы.

Почему боятся Мхитаряна выпустить?

Ни о какой боязни в данном случае речи идти не может. Мхитарян никогда не представлял и тем более сейчас не представляет  никакой опасности для общества. Смысл уголовного преследования и жесткость санкций в отношении него можно объяснить тем стечением объективных и субъективных причин, сложившихся к 2006г. К этому времени Тельман Акопович представлял из себя серьезную авторитетную личность в Новгородском регионе, за которой стоял вполне конкретный  экономический и политический потенциал. Однако противостояние и пересечение интересов различных финансово-промышленных групп вытолкнули его на передовую этого фронта, своеобразного поля битвы. Начавшаяся приблизительно в тот же период государственная программа декриминализации регионов России создала условия для такой битвы: проигравшие в ней обязательно должны быть причастны к криминалу и руководить им. Вспомните судьбу многих российских олигархов, начало конца политической карьеры которых стало очерчиваться с этого же периода. Так и случилось с Мхитаряном – умелые действия организаций-полстеров и высокопоставленных заинтересованных лиц достаточно быстро сформировали общественное мнение о нем как о лидере криминала, после чего достаточно было занести меч правосудия. Только в процессе судебного следствия подобная работа вызвала если не сказать усмешку, то полное недоверие и неприятие этих утверждений. Наверняка, это ясно и очевидно  стало для лиц, причастных к организации уголовного преследования Мхитаряна. Но признавать свои ошибки как-то не хочется – это и есть основная причина, по которой Тельмана Акоповича удерживают под стражей.

Почему пытают бизнесменов?

Пытки в данном случае – не самоцель, а средство достижения тех целей, которые ставят перед собой заинтересованные в уголовном преследовании лица. Мхитаряна хотели сломать психологически и подавить его волю, заставить признать свою вину в совершении преступлений, которые  он не совершал. Тем не менее, он выстоял, сохранил свое честное имя, но потерял здоровье.

Отъем бизнеса в пользу кого-то или другая причина?

Выступление государственных обвинителей в прениях окончательно убедило нас и многих посторонних наблюдателей этого процесса в том, что обоснованной правовой позиции у обвинения в принципе нет. Полностью отсутствовал юридический анализ, отсутствовал охват всех исследованных в суде доказательств, которые прокурорами приводились не в полном объеме и фрагментарно. Выводы обвинителей явились голословными и неубедительными. Было  понятно и очевидно, что это были не прения государственного обвинения, не судебная речь, а прозвучал некий рапорт о завершении процесса декриминализации региона. Причем с откровенной долей цинизма и угрозы.

Суть выступления прокурора Усачевой М.Г. фактически свелась к утверждению факта завершения некого служебного задания. При этом государственный обвинитель перед выражением интересов государства в части признания виновным Мхитаряна и назначения ему соответствующего наказания демонстративно и театрально озвучила русскую поговорку: «Полно кошке таскать из чашки», обращенную в адрес Мхитаряна. Со слов подсудимого эту же поговорку он слышал с уст высокопоставленных лиц, которые перед началом уголовного преследования предлагали ему расстаться с большей частью своего бизнеса в обмен на спокойную жизнь. Мхитарян расценил подобный выпад как напоминание о своей строптивости.

 Почему не выполняются решения суда? Есть ли за это наказание?

Реально не могу ответить на это вопрос, полагаю, что все также связано с ответом на  вопрос «Почему Мхитаряна боятся выпустить?». Только какая тогда реальная сила должна быть у этих высокопоставленных людей, заинтересованных фактически пожизненно отправить на нары нашего подзащитного, что ни одна государственная структура даже не реагирует на вступившее в силу решение Международного суда! Ведь объективно надо понимать, что озвученное наказание в виде 13 лет лишения свободы в ИК строгого режима – это реальная отправка больного человека на эшафот.

Данное требование не только не связано с законом, оно не соотносится с общепонимаемой разумностью и необходимостью. Во-первых, данный срок не совместим с солидным возрастом Мхитаряна, т.к. в его случае определяет возможность находиться в местах лишения свободы до конца жизни. Во-вторых, этот срок  не совместим с уровнем состояния здоровья Мхитаряна Т.А., и не дает возможности понять, готова ли Российская Федерация восстанавливать нарушенное право подсудимого на охрану своего здоровья, уже признанное Европейским Судом как пытка в период содержания под стражей. В-третьих, затребованное наказание явно не справедливо и не соразмерно по отношению к обстоятельствам, характеризующим личность подсудимого и степень его общественной опасности.

Наказание за это, видимо, будет повторное решение суда о взыскании с РФ очередной суммы денег, например, 20 тысяч евро. Да не оскудеет рука дающего! Не разорится бюджет нашей страны. А вот доживет ли Мхитарян?

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы