Экономика

Жизнь по «дорожным картам»

Как Агентство стратегических инициатив помогает развитию бизнеса на Дальнем Востоке...

В России ситуация с деловой активностью населения пока оставляет желать лучшего, а власть и бизнес, к сожалению, не всегда понимают друг друга. Чем это обусловлено, рассуждает в интервью «ПРОВЭД» руководитель Дальневосточного отделения Агентства стратегических инициатив Ольга Курилова.

 

Показатели эффективности

- Ольга Сергеевна, недавно вы рассказали о намерении проверить исполнение «дорожной карты» по таможенному администрированию методом «тайного покупателя». Как это будет происходить?

- АСИ проводит опросы предпринимателей по всем «дорожным картам», утвержденными правительством РФ,  в том числе, и по ДК «Совершенствование  таможенного администрирования». Мониторинг был запущен в прошлом году. Давно столкнулись с тем, что на любом совещании говорим о тех барьерах, с которыми сталкиваются  предприниматели. Мы опираемся на опыт людей, который они получают в процессе ведения своего бизнеса. Ведомства же, курирующие эти вопросы, не всегда согласны с позицией агентства.

Решение о «тайном покупателе» было принято в декабре на экономическом совете у президента России. Предложение выдвинул председатель «Клуба лидеров» Артем Аветисян. Идея была положительно воспринята и поддержана главой страны. Теперь «Клуб лидеров» формирует штаб предпринимателей из регионов России. Сюда войдут как деловые объединения, так и обычные бизнесмены, желающие проверить механизмы работы мероприятий «дорожных карт».

Задача по таможне – зафиксировать все этапы прохождения импортного и экспортного груза конкретных предпринимателей в регионе и представить результаты в «Клуб лидеров». В свою очередь, председатель клуба Артем Аветисян озвучит результаты «контрольных закупок» во всех субъектах РФ на экономическом совете при президенте.

- Таможня не согласна с критикой в свой адрес?

- Дело не в критике или в согласии. Наша задача – не просто говорить о каких-то проблемах, а работать и выстраивать взаимодействие. Если и есть критика, она должна быть конструктивной, с предложениями и фактами. Задача запущенного мониторинга – посмотреть, как работают механизмы мероприятий «дорожной карты» на деле, с чем сталкивается предприниматель, как выполняются мероприятия и выполняются ли вообще.

Что касается ДВТУ, мы постоянно и плотно сотрудничаем с управлением.

На встрече с руководителем таможни Сергеем Викторовичем Пашко мною были озвучены проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, нами принято решение периодически проводить совместные встречи с бизнесменами.

Для агентства существенным фактом подтверждения работы механизмов «дорожных карт» являются не отчеты и статистика, а живой опыт прохождения предпринимателями всех таможенных процедур.

Позиция АСИ такова: компания, которая производит на территории субъекта продукцию и экспортирует ее за пределы страны, должна  пройти таможенные процедуры в те сроки, которые обозначены «дорожной картой». То же самое - и с импортом. Почему за  оформление одного и того же груза, одна компания затрачивает 2-3, а другая – 8-10 дней? Ведь живем в одной стране.

Ключевые показатели эффективности(KPI) – это срок прохождения и количество требуемых документов. На момент утверждения дорожной карты эти показатели были 36 дней, 10 бумаг. К 2018 году мы должны добиться 7 дней и 4 документов. Мы опрашиваем таможню и предпринимателей, как обстоят дела сейчас. ДВТУ отвечает, что документов нужно 8, срок их подготовки – 2-3 дня. Предприниматели же дают совсем другие данные. Говорят, что на практике, помимо обязательных документов, которые подаешь изначально, требуют устав, приказ о назначении директора и многие другие бумаги. Нередко, одни и те же - по нескольку раз, в результате количество документов превышает пятнадцать. То есть, вы предоставляете пакет в одно окно, как положено, но затем все зависит от конкретного инспектора на месте.

Зачастую от бизнесменов мы слышим, что слишком большое влияние имеет человеческий фактор, а именно, действия конкретного служащего на  своем рабочем месте.

Я хочу отметить, что наша задача – не доказывать, что таможня плохая, задача – выстраивать взаимодействие, которое должно приводить к созданию условий  ведения бизнеса на территории, к упрощению и ускорению процедур. Предприниматели должны ощутить эффект от реализаций мероприятий «дорожных карт».

Карта по совершенствованию таможенного администрирования – непростая, она медленно, но, все же, продвигается. Зачастую, в поездках по регионам Дальнего Востока,  приходит ощущение - не все представители власти поняли, что «дорожные карты» по улучшению инвестиционного климата – это общая задача и АСИ, и ведомств, и региональных администраций.

Обозначен срок в документе – оформление должно занимать 7 суток, и это серьезная задача, на которую должны работать все ведомства.

Попутно отмечу, что и с недельным сроком оформления груза мы будем неконкурентоспособны в АТР. Учитывая те задачи, которые ставят перед Дальним Востоком полпред президента – вице-премьер Юрий Трутнев  и министр Минвостокразвития Александр Галушка, ДВТУ надо выходить на оформление грузов за сутки-двое, а где-то – и за часы.

Делая бизнес

- Как прокомментируете вхождение России в ТОП-100 DoingBusiness?

- Известие о 92-м месте, которое досталось России по итогам исследований Всемирного банка, стало заметным событием в жизни страны.

Понятно, что результата удалось добиться, в основном, административными процедурами.

России предстоит попасть к 2015 году в ТОП-50. Чтобы этого добиться, нам нужна нормативная база для улучшения условий ведения бизнеса. Необходимо принять  соответствующие законы и постановления правительства России. Дорожные карты должны заработать.

- Как строится ваша работа с регионами? Удалось ли найти понимание с властями субъектов? Допустим, с Владимиром Миклушевским, с другими губернаторами.

- Агентство – это площадка для выстраивания коммуникации бизнеса и власти, мы   работаем с предпринимателями, аккумулируем их опыт, доносим до власти результаты. Сейчас уже появились общественные представители АСИ в регионах Дальнего Востока. Первый представитель – в Магаданской области, в ближайшее время появятся представители в Хабаровском и Камчатском  краях.

Что касается регионов, мы в одной лодке с теми, кто понимает - необходимо улучшать условия ведения бизнеса и менять устоявшиеся бюрократические процедуры на понятные для предпринимателей правила. На Дальнем Востоке с нами активно сотрудничают 5 субъектов, которые готовы работать над изменением делового климата, создавать условия для развития бизнеса и  привлекать инвестиции (Республика Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Магаданская область). Надеемся, что в этом году возрастет активность других субъектов дальневосточного региона.

Губернатор Приморского края сам пригласил познакомиться, после моего назначения, постоянно присутствую на всех совещаниях по теме развития региона. Конструктивный и понятный диалог налажен с руководителем Магаданской области Владимиром Печеным. По оценкам предпринимателей, правительство региона и сам губернатор открыты для диалога с бизнесом.

- Будут ли делаться на основе национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов кадровые выводы?

- Цель национального рейтинга – оценить усилия региональных органов исполнительной власти по улучшению делового климата регионов.

Этот инструмент позволит показать, насколько эффективно местные власти и территориальные органы обеспечивают работу предпринимателей.

Оценка будет производиться как с помощью статистики, на показания которой не влияет регион, так, и, исходя из мнений предпринимательского сообщества, которое сталкивается с конкретными проблемами.

Полагаем, рейтинг покажет объективную картину. Это не только инструмент мотивации для чиновников. Мы выявим лучший опыт решения проблем, который может быть использован регионом. Все эти действия нацелены на совершенствование предпринимательского климата. В результате для деловых людей будут созданы более комфортные условия. 

- Почему, все-таки ситуация меняется в положительную сторону не везде?

- С точки зрения предпринимателей, по большей части, не хватает желания чиновников что-то менять в регионе, для того, чтобы бизнес развивался. Зачастую не дорабатывают представители муниципальных органов власти, федеральных ведомств на территории субъекта. От себя лично добавлю, что нет достаточной предпринимательской активности, нет четкой позиции бизнеса по определенным вопросам и инициативам.

- Осенью АСИ представило новую дорожную карту «Расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании услуг в социальной сфере». Каким образом идет работа с социальными проектами агентства на Дальнем Востоке?

- Владивосток, допустим, очень тяжело включается в поддержку предпринимателей в секторе негосударственного дошкольного образования.

Деловые люди отмечают существенную разницу в условиях своей деятельности, сравнивая подходы в работе власти с бизнесом в городах Хабаровск и Владивосток.

Для примера, в Хабаровске официально зарегистрировано 200 индивидуальных предпринимателей, занимающихся образованием. Во Владивостоке – всего 34. Неудивительно, что в Хабаровске с помощью негосударственного сектора создано более 1500 мест в детских садах.

- Насколько вообще проблема очередей в дошкольные учреждения решаема?

- В Среднеуральске предприниматель предложил проект – надстроить над типовыми детскими садами, которые обычно двухэтажные, третьи этажи. Мы помогли изменить правовые акты, появляется много новых мест для детей.

Во Владивостоке, конечно, сложнее, - точечная застройка, мало земли. Как правило, нельзя расширить территорию вокруг детсадов (этого при увеличении количества мест требуют госстрандарты). Впрочем, есть еще один проект, поддержанный АСИ - «Билдинг-Сад». Он сейчас активно масштабируется на территории страны. Речь идет об обустройстве детсадов во вновь возводимых жилых домах.

- Чиновники обычно говорят, что им не хватает денег, земли, полномочий для того, чтобы развивать территорию. Насколько это справедливо?

- Для АСИ важно отношение власти любого уровня к развитию делового климата. Некоторые представители власти (муниципальная, региональная) заявляют о том, их интересует социальные вопросы, земли, зарплата бюджетников, а бизнес – не их вопрос. Но ведь для любого губернатора или мэра должно быть важно как государственное, муниципальное, так и частное. Иначе, к чему ждать налогов от предпринимателей? Деловая среда в регионе должна быть конкурентной для всех.

- 56 дней для получения разрешения на строительство приморские предприниматели оценили, как фантастику. Как собираетесь бороться с таким предубеждением?

- 56 дней – это цель на 2018-й, в 2015-м году должен заработать механизм всех мероприятий «дорожных карт». Но повторюсь, рейтинг – это не самоцель, для нас главное, чтобы предприниматели увидели  изменения, над которыми мы все работаем.

Как в этом отношении выглядят те или иные регионы Дальнего Востока сейчас? Получения разрешения на строительство занимает от года до трех. В России есть регионы, где документ выдается за 120 дней.

Стратегическая задача состоит и в том, чтобы, если бизнесмен захотел выйти, к примеру, за рамки Приморья и развивать производство в Магадане, Хабаровске, то не увидел существенной разницы в получении и оформлении всех документов. Пока она очень серьезная.

- Почему разговоры о привлечении иностранных инвестиций остаются разговорами? Уже и саммит провели…

- К примеру, приезжает в один регион делегация из Японии, там за нее «схватились». В другом – даже встречаться не хотят. Я общалась с зарубежными инвесторами, они объяснили мне, почему сосредоточили усилия на центральной России. Там, как считают японцы, более клиенто-ориентированные власти.

Серьезный иностранный инвестор, приходя в регион, первым делом познакомиться с главой субъекта. Хорошо, что на Дальнем Востоке научились правильно улыбаться, принимать по протоколу. Но дальше приветственных слов дело не всегда идет.

Вторая причина - объективная. Плотность населения в центральной России значительно выше, понятен рынок сбыта, логистика. На Дальнем Востоке ситуация совсем иная.

- Что важнее - забота о местном бизнесе или об иностранных инвестициях?

- Многим дальневосточным бизнесменам здесь нравится. Но порой они просто вынуждены уезжать. Для иностранного инвестора важна стабильность, комфортные условия. И если он выясняет, что и местный производитель не развивается  – разве придет в наш край?

В первую очередь все усилия агентства направлены на изменение делового климата, ускорения процедур и ликвидации административных барьеров в регионах.

Один – за всех, все – за одного

- Где АСИ находит свои сторонников?

- В предпринимательской среде, в каждом регионе есть активные серьёзные бизнесмены.

Из опыта работы я бы разделила предпринимателей, с которыми приходится общаться, на три категории.

Первая – те, у кого «и так все хорошо». Вторая – бизнесмены, скажем так, к нашей деятельности равнодушные. Они быть может, не прочь что-нибудь поменять к лучшему, но особого желания и активности пока не предпринимают. Хотя отношение к агентству у них постепенно меняется со знаком плюс.

Наконец, соратники - люди, которые участвуют в мероприятиях АСИ, советуются, помогают в выработке решений. Это те люди, которые живут в регионе, ведут бизнес и знают больше нашего с практической точки зрения. Мы же, в лице агентства, будем выражать их позицию по развитию территории.

К счастью, тех, кому с нами по пути - все больше. Мы надеемся, что количество неравнодушных предпринимателей год от года будет расти.

- Как вы видите сегодняшнюю общую ситуацию с деловым климатом в ДФО?

- АСИ идет вперед согласно задачам, поставленным наблюдательного советом. В некоторых регионах Дальнего Востока изменения идут поэтапно, эволюционно, мы и власть смотрим в одну сторону. Там считают, что пришло время изменить подходы в своей работе с местным бизнес сообществом, что эти изменения уже востребованы временем. В других регионах – мы глядим в разные стороны, и результаты соответствующие. Наши шаги – во многом, революционные, и далеко не все поспевают.

СПРАВКА

Ольга Курилова родилась в 1979 году в Еврейской автономной области. В 2001 году окончила Биробиджанский Государственный педагогический институт по специальности «преподаватель английского языка». Работала педагогом, с 2007 года занималась проектной деятельностью. На посту генерального директора ООО «Агентство территориального развития Дальнего Востока» принимала участие в организации мероприятий в рамках подготовки к Саммиту АТЭС 2012. С 2012 года возглавляет представительство АСИ в Приморском крае, с 2013 году – на Дальнем Востоке. Замужем, воспитывает сына.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы