Транзит через Украину теряет привлекательность
Ни природа, ни экономика не выносят пустоты. А когда в этот постулат вмешивается политика, результат проявляется быстрее и, порой, совсем неожиданный для инициаторов процесса...Недавние и продолжающиеся события на Украине не могли не сказаться на транспортно-логистической составляющей и не подорвать доверие среди бизнесменов к транзиту через Украину между регионами Балтийского и Черного морей. Но, раз где-то убыло, значит, где-то и прибыло....
Пока еще по инерции, российские и украинские предприниматели строят свои отношения без политической окраски, но резкая смена тона взаимоотношений России и Украины на самом высоком уровне вынуждает бизнесменов учитывать вновь возникшие риски и искать способы их минимизации.
Ситуация неопределенности в Украине ставит под сомнение выполнение контрактов, а логистов и транспортников вынуждает искать пути объезда. В минувшие выходные в ответ на ввод российских войск в Крым украинские власти поставили вопрос о закрытии границы с РФ или ужесточении условий ее пересечения.
А между тем через Украину проходит весьма существенный поток грузов между Европой и Россией, как через порты Украины, так и автомобильным транспортом. Даже если границу не закроют, то с учетом возникших на дорогах Украины блок-постов и персонажей на этих постах, ради сохранности грузов и безопасности водителей стоит все же объезжать мятежную территорию.
Оптимизма не добавляет и тот факт, что дирижирует политическим оркестром сейчас блок Юлии Тимошенко — «Батькивщина». В эпоху своего премьерства в 2005 году, неординарная Юлия Владимировна энергично экспериментировала со способами обложения данью международного транзита. Так весной 2005 года, украинская таможня начала требовать финансовые гарантии провоза товаров через территорию Украину товаров идущих в России и/или через нее в сраны Азии. При въезде в Украину перевозчик обязан был обеспечить финансовые гарантии того, что груз не останется в стране. Для этого требовалось внести на приграничной таможне залог от $10 до $30 тысяч. При выезде с территории Украины, когда таможня убеждалась, что товар вывозится, то залог, возвращался.
Вроде бы ничего особенного, но украинская таможня принимала залог только в долларах и евро, а возвращала, исключительно в гривнах по курсу на день возврата. В результате не прошло и месяца как транзитный поток иссяк.
Кабинет министров Тимошенко признал этот эксперимент неудачным и начал новый — при оформлении транзита из порта Одесса товаров народного потребления, которые в основном тогда шли на московский Черкизон, украинская таможня предложила участникам внешнеэкономической деятельности особую услугу по переоформлению грузов — за определенную плату одежда, обувь при выезде из одесского порта в документах превращались в строительные товары (керамическую плитку, кирпичи и т.п.). Эти товары при ввозе в Россию облагались меньшими пошлинами.
Транзит контрабандных потоков расцвел, но жизнь так устроена, что нет худа без добра, и раз на Украине прибыло контрабанды и убыло легального транзита, где-то в обратной пропорции должны были произойти такие же перемены. Происходили они в Белоруссии — легальный транзит рос, а контрабандные потоки уменьшались.
Сегодня, ситуация 2005 года повторяется, преимущества транспортного коридора «Восток – Запад» (транзит через Украину между регионами Балтийского и Черного морей) тают на глазах. Надежней и безопасней сегодня идти с Востока на Запад через России и Белоруссию. Белоруссия уже не та, что раньше, все очень изменилось в лучшую для бизнеса сторону.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка