Таможня

Бюджет России потеряет миллиарды долларов из-за упрямства ФТС

Интервью главы Департамента МДП Марека Ретельски, специально для ПРОВЭД.

 Действия ФТС,  спровоцировавшие кризис  TIR в России, считают многие, иначе, как преступными,  назвать очень сложно. Позиция,  занимаемая руководителем ФТС Андреем Бельяниновым,  может поставить крест на российских международных автомобильных перевозках. Главный таможенник страны, возможно, и сам не понимает, чем это грозит бюджету России, за который  так яростно сражается российская таможня. В том случае, если прекратится гарантийное покрытие на территории РФ, российские перевозчики будут лишены возможности экспортировать грузы с использованием книжек МДП, а потери бюджета РФ  составят 10 млрд. долл. в год. Такое развитие ситуации  становится все более реальным. Как нам стало известно, если в самом ближайшем будущем ФТС и лично ее глава Андрей Бельянинов  не одумаются или решение за них не примет кто-то более высокопоставленный, введение подобных жестких мер будет обсуждаться на ближайшей Генеральной Ассамблее МСАТ, которая состоится уже 4 апреля 2014 года. Хотя, как рассказал в интервью ПРОВЭД Глава Департамента МДП Марек Ретельски, подобные, безрадостные для отечественных перевозчиков, меры  могут быть приняты и раньше.

 

-Марек, Вы знаете, что  после вынесенного не в пользу ФТС вердикта Высшего Арбитражного Суда от  24 февраля, внезапно появилось распоряжение ФТС 58-р, датированное 18 февраля и по-прежнему ограничивающее действие книжек МДП на территории России?  Что вы об этом думаете?

-Мы об этом узнали вечером 26 февраля. До этого  сам   документ мы не видели, его нет даже на сайте ФТС. Хотя,  откровенно говоря, это не стало для нас большим сюрпризом…. В прошлом году суд уже выносил аналогичное решение, сразу же после которого ФТС выпустила письма, повторяющие введение ограничивающих мер. Сейчас состоялся очередной вердикт суда, предписывающий ФТС отменить свои письма, и тут… появляется распоряжение 58-р. Так может продолжаться и 10 лет, но на границе есть проблемы, это факт. Игра в кошки-мышки затянулась. Вы (ПРОВЭД-ред.) были на первом суде, в октябре прошлого года, тогда во время заседания ФТС представила документ,  по которому фактически отменила свои же собственные письма. Сейчас аналогичная ситуация, только это распоряжение 58-р появилось за 6 дней до вердикта Высшего Арбитражного Суда. Почему же они не предъявили его в суде? Может быть,  там что-то не так с датой?

-В рамках ли закона, по Вашему мнению, действия и трюки, которые  сейчас проделывает ФТС?

- Если смотреть на всю ситуацию в целом, т.е. на действия,  предпринимаемые ФТС с 4 июля прошлого года, то можно сказать, что никакой логики и конструктивизма в этих действиях нет. Очень неприятно, что при этом таможня нарушает международный договор Конвенции МДП. Мы больше не можем играть с ФТС в прятки, перевозчикам требуется ясность в этой ситуации, сейчас IRU обратилась к Президенту РФ Владимиру Путину. Может быть,  формально ФТС действует корректно? Мне сложно это комментировать, фактически ясно одно - система МДП в России не работает. Существует опубликованное решение Высшего Арбитражного Суда, предписывающее ФТС в полном объеме обеспечить функционирование системы TIR, и оно находится в открытом доступе, в отличие от последнего распоряжения ФТС. С нами связывается АСМАП, обрывают телефон ассоциации перевозчиков других стран, задают вопрос, можно ли ездить по МДП, но у IRU нет ответа. Юридически  получается, что  можно, а на практике получается, что  нет. Ситуация парадоксальная.

-В том случае, если ситуация не изменится, что ожидает перевозчиков?

- Каждый раз, когда перевозчик пересекает границу России  и при этом ФТС отказывается пропускать его исключительно по книжке МДП, у него появляется возможность оспорить подобные действия таможни в суде и возместить ущерб. С точки зрения IRU, это распоряжение 58-р только осложняет практическую ситуацию, но если смотреть на это с юридической стороны, книжка МДП должна приниматься. Но…. По нашей информации, на границах все остается без изменений, поэтому мы ожидаем ответа компетентных органов и министерств РФ,   к которым IRU направил обращения. Ожидаем какой-то реакции от Владимира Путина. Суть этих обращений заключается в том, что если со стороны ФТС не появится ясного подтверждения полного возобновления функционирования системы МДП в РФ,  IRU больше не сможет предоставлять гарантийное обеспечение на территории России и соответственно российские перевозчики тоже лишатся гарантии и не смогут использовать книжки МДП на территории других стран.

-Существуют ли определенные сроки принятия подобного, безрадостного для отечественных перевозчиков решения?

-Формально IRU уже проинформировала все государственные органы РФ  о решении,  принятом на заседании правления МСАТ, в соответствии с которым, если ситуация с книжками МДП не изменится, дальнейшее решение будет приниматься на ближайшей Генеральной Ассамблее МСАТ, которая состоится 4 апреля 2014 года. Хотя, в зависимости от развития ситуации может быть созвано и экстренное заседание и соответствующее решение может быть принято в любой момент и до этого срока.

-IRU активно включился в битву за МДП, направил обращения к Путину и в ряд министерств, но действенно ли это, совсем недавно по этому пути безрезультатно шел АСМАП,  многочисленные обращения, в том числе и к президенту Путину, ожидаемых результатов не принесли?

Мы в курсе того, как действовал АСМАП, подобные обращения направлялись от всех заинтересованных участников системы МДП, в том числе от государственных органов других стран. Надежду на то, что нас услышат, IRU не теряет, тем более, в свете решений суда,  предписывающих возобновить действие системы МДП. IRU также раньше обращался к Путину. Но в последнем обращении к Президенту России, сообщается уже и о том, что если ситуация не изменится, мы не сможем продолжать вести свою деятельность в России т.е. предоставлять гарантийное обеспечение. На протяжении всего последнего месяца  мы пытаемся донести до государственных органов России информацию о возможных последствиях решения IRU. Экономические последствия для импортеров в РФ и для самих российских перевозчиков  будут ощутимыми. В том случае, если прекратится гарантийное покрытие на территории РФ, российские перевозчики будут лишены возможности экспортировать грузы с использованием книжек МДП.

-Существуют ли, хотя бы примерные, цифры экономических потерь, которые понесет российский бюджет?

Сейчас  независимыми экспертами проводятся исследования, цель которых - дать конкретные цифры экономических потерь в случае неблагоприятного разрешения ситуации. По предварительным данным, для российской экономики это выльется в потерю 10 млрд. долларов в год. В первую очередь, в расчет берется нынешняя стоимость дополнительных гарантий, которые перевозчики вынуждены приобретать у «Арсенала», «Адала» и других компаний. К примеру,  в случае транзита по территории России из Европы в Центральную Азию, необходимо покупать дополнительную гарантию не только в России, но и в Европе, соответственно, также и обратно. Стоимость перевозки при этом становится, минимум,  в три раза дороже, не говоря уже  об увеличивающимся в несколько раз  времени, проводимом перевозчиком на границе.

-На сегодняшний день, в связи с действиями,  предпринимаемыми руководством ФТС, Россия де-факто вышла из конвенции МДП. Может ли это исключение стать фактическим по инициативе международного сообщества?

- Решение о выходе России из МДП должно приниматься правительством РФ на самом высоком уровне, при участии  Министерства Иностранных Дел. По нашей информации,  такого намерения пока нет. Но, в связи с действиями ФТС, функционирование гарантии МДП на территории России может быть временно приостановлено. Обеспокоенность данной ситуацией есть не только у IRU, ее разделяют другие страны и органы ООН, вот они как раз и могут предпринять более серьезные шаги на политическом уровне  в направлении исключения России из конвенции МДП. Можно ожидать принятия ответных мер другими государствами и в рамках ВТО. (А в связи с «украинскими проблемами» России, такое развитие событий становится более чем вероятным – ред.)

Согласно протоколу совещания у вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова, действие книжек МДП давно должно было быть возобновлено в полном объеме, но ФТС продолжает игнорировать данное поручение. Что вы можете сказать и об этом?

Представители МСАТ не принимали участия в этом совещании, на нем присутствовали представители АСМАП. На основании информации,  полученной от участников встречи, нам  было понятно, что намерение Шувалова  было направлено на полное восстановление действия Конвенции МДП и принятие книжек МДП в полном объеме на территории России. Если говорить о том, как впоследствии реализовалось данное поручение, можно сказать, что ФТС решение не выполняет. Мы не знаем, в курсе ли  этого сам  Шувалов. Возможно,  поможет новый протокол или письма правительства в адрес Бельянинова с уточненными указаниями. У нас есть ощущение, что вся серьезность ситуации не была донесена господином Бельяниновым ни до Путина, ни до Шувалова… Может быть,  именно вследствие такой не полной и не достоверной информации, ситуация остается прежней.

-Одним из основных аргументов,  которыми апеллирует ФТС, прекращая сотрудничество с АСМАП, является наличие задолженности, которая юридически не подлежит взысканию. При этом Минфин России этот долг с ФТС не списывает.

-пройдя по ссылке.... И не только потому, что прошел срок давности. Принимались решения суда, доказывающие необоснованность претензий ФТС, ряд дел оплачивался в полном объеме, некоторых из перечисленных в списках ФТС случаев недоставок вообще не существует, это ошибки. Цифры,  о которых говорит ФТС,  сфабрикованы. Мы уже предоставили в публичный доступ  всю документацию, все судебные решения, все подтверждения об оплате этих дел. Любой желающий может убедиться в несостоятельности предъявляемых ФТС претензий. Если существует непонимание между ФТС и Минфином, мы готовы оказать содействие. Можем сесть за стол переговоров, просмотреть все дела и доказать, что долга не существует. И в рамках правового поля найти выход из ситуации,  устраивающий и Минфин, и ФТС,  и МСАТ. На сегодняшний момент подобных трехсторонних встреч еще не было...   Возможно,  ФТС требуется содействие, чтобы выйти из сложившейся ситуации.

-Как известно, совсем скоро  должен состояться конкурс по выбору нового гарантийного объединения МДП, в тендере может принять участие и АСМАП. Что вам известно о разработке условий для этого конкурса и будет ли МСАТ сотрудничать с выигравшей его организацией  в том случае,  если это будет не АСМАП?

У нас нет  четкой и ясной информации, что предпринимается в рамках создания условий для участия в этом тендере. Цель нашего нынешнего визита состоит,  в том числе,  и в общении с органами,  занимающимися разработкой данной процедуры. Мы хотим понять,  в какой стадии находится данная работа. Условия этого тендера должны полностью соответствовать Конвенции МДП. Есть ряд важных параметров: устойчивое финансовое положение, знание таможенных процедур и, в том числе,  системы МДП, отсутствие серьезных нарушений таможенного законодательства и другие важные условия. По нашему мнению, именно АСМАП полностью соответствует этим параметрам. Мы готовы работать с той организацией, которая будет выбрана по итогам этого конкурса, но, по нашему мнению, которое подтверждается имеющейся информацией, единственным кандидатом, соответствующим указанным условиям,  является именно АСМАП. В случае, если будет выбран кандидат,  не соответствующий всем необходимым положениям, в особенности Конвенции МДП,  МСАТ не сможет обеспечить организацию работы системы гарантий МДП на территории России.

-Участвует ли IRU в этой работе, может быть проводятся консультации?

 IRU готово предложить свое участие в подготовке условий данного конкурса. Кроме нас, такое желание выражает еще и ООН.  Мы полагаем, что еще есть время прописать адекватные условия участия в этом тендере и готовы оказывать всяческое содействие.

 

Мнение: Кризис МДП в России.

4 июля 2013 года глава Федеральной таможенной службы Российской Федерации  Андрей Бельянинов нарушил международные нормы и национальное законодательство, решив в одностороннем порядке без предварительного уведомления заинтересованных участников системы МДП в России и на международном уровне, таких, как органы МДП Организации Объединенных Наций, ограничить применение системы МДП в России. На практике эта мера означает, что каждая книжка МДП, используемая для перевозки грузов в Россию по ее территории или из России, должна сопровождаться существенной дополнительной таможенной гарантией на национальном уровне, которая, по сути, не обеспечивает участникам торговли и органам власти никакой безопасности, но приводит к значительным дополнительным  расходам для бизнеса. К сведению - более 40% российского импорта перемещается в режиме МДП, объем торговли в стоимостном выражении в год составляет 135 миллиардов долларов  США. Дополнительные расходы, которые несет бизнес из-за  дополнительных требований   ФТС России для въезда на территорию страны, составляют от  40 000 до 165 000 руб. единовременно…

Федеральная таможенная служба России давно не прислушивается к многочисленным призывам об отмене данного распоряжения, которые высказывались в адрес российских властей на самом высоком уровне, включая IRU, Президента Комиссии ЕС Жозе Мануэла Баррозу, Комиссара ЕС, ответственного за налогообложение и таможенный союз, аудит и борьбу с коррупцией Альгирдаса Шемета, и Исполнительного секретаря ЕЭК ООН Свена Алкалая, а также многие национальные правительства и коммерческие круги России. Помимо этого,  ФТС игнорирует вердикт Высшего Арбитражного Суда, предписывающий ФТС возобновить действие Конвенции МДП на территории РФ в полном объеме.

Уважаемые читатели ПРОВЭД, Вы можете проголосовать по проблеме МДП, пройдя по ссылке...

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы