Дороги России станут дороже
Система по взиманию платы с грузовиков обойдется в 32 млрд. рублей....
Росавтодор увеличил сроки подачи документации для участия в конкурсе по созданию новой системы сбора платы за передвижение по федеральным автотрассам грузовых автомобилей, масса которых превышает 12 тонн. Предыдущий срок по приему конкурсных предложений подошел к концу 17 февраля 2014 г., но по просьбам возможных участников прием документов на конкурс решили продлить до 15 мая. С данной просьбой в Росавтодор свои обращения направили: организация поддержки малого и среднего бизнеса «Опора России», консорциумы "Оптима плюс", "Инфраструктурные спутниковые системы" и "Навигационные информационные системы".
Согласно правилам конкурса, победитель будет иметь возможность заключить концессионное соглашение, касающееся объектов по сбору платы за негативное влияние, причиняемое федеральным трассам большегрузными грузовиками. Новая система, подразумевающая организацию порядка 480 пунктов сбора платы, а также закупки более 2 млн. специальных электронных бортовых устройств для отслеживания передвижения грузовиков, оценивается, по меньшей мере в 32 млрд. руб. Стоимость эксплуатации данной системы на протяжении следующих 13 лет будет составлять сумму порядка 64,3 млрд. руб.
Напомним, что с 1 ноября 2014 года за проезд грузовика массой свыше 12 тонн по федеральным автотрассам будет взиматься по 3,5 руб. за 1 км.
Росавтодор пояснил структуру платы за проезд для фур по федеральным трассам. Для грузового автомобиля весом от 12 до 40 тонн каждый километр пути обойдется в 3,5 рубля. Пилотный проект стартует уже в сентябре будущего года. В дальнейшем будут введены штрафы для водителей, не поставивших на своем транспортном средстве специально разработанный прибор, точно фиксирующий километраж проезда и высчитывающий, сколько именно денег необходимо заплатить в Дорожный фонд. Сумма данного штрафа будет внушительной - пять тысяч рублей с физического лица. По сути, это стоимость маршрута в полторы тысячи километров по федеральной дороге. Предварительный проект документа, с утверждением базового тарифа оплаты, уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами и в самое ближайшее время этот документ будет подписан. Отмечается, что утвержденная тарифная сетка за проезд меняться ежегодно не будет, хотя и будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. Подобная схема уже действует при формировании тарифа за проезд по платным федеральным дорогам.
Общая протяженность трасс в ведении Росавтодора составляет 48 тысяч км.
Дабы полностью исключить человеческий фактор и коррупционную составляющую при процессе высчитывания платы за проезд, будут браться в расчет данные автоматизированной системы. В частности, на основе данных ГЛОНАСС о перемещении транспортного средства. Каждый грузовик будет снабжаться специальным прибором со встроенной в нем сим-картой с действующим абонентским счетом. Именно с этого счета и будут списываться средства. В том случае, если сотовая связь с автомобилем пропадет, разработанный прибор передаст все данные по маршруту грузовика в специально созданный центр по мониторингу. По подсчетам экспертов, необходимо порядка двух миллионов данных бортовых приборов, при этом сообщается, что владельцы грузовиков смогут получить эти приборы под залог. Помимо этого, в целях дополнительного контроля за автомобилем будут фиксироваться габариты и считываться регистрационные номера при помощи смонтированных на трассах специальных рамок с инфракрасными и лазерными датчиками и камерами.
Если говорить о региональных дорогах, то на данный момент оснований по введению подобной системы сбора платы для грузовиков нет. Хотя часть регионов и проявляет интерес к данной системе. Когда проект по взиманию платы будет реализован на федеральных трассах и будут отработаны все нюансы, а для этого необходимо 1,5-2 года, не исключено, что будут предложены поправки в существующее законодательство, дающие право ввести плату и регионам. В данной ситуации тарифную сетку за проезд будет определять конкретный регион. Главными критериями будут объемы транзитного трафика и общая нагрузка на региональную сеть. Также, основным условием для регионов, решившим реализовывать у себя эту программу, должно стать использование собранных средств на ремонт и эксплуатацию дорог.